Казани разрешат поэкспериментировать с социальной поддержкой ("Вечерняя Казань")
Республиканская власть намерена передать администрации Казани госполномочия по социальной поддержке населения. Речь идет о контроле над миллиардными финансовыми потоками из бюджета РТ на выплату компенсаций льготникам. «В порядке эксперимента».
Проект соответствующего закона уже прошел первое чтение в Госсовете. Он не содержит ни способа расчета объема субвенций на социальную поддержку из бюджета РТ (этого требует федеральный закон), ни порядка отчетности, ни порядка осуществления контроля за тем, насколько честно и успешно казанские «органы местного самоуправления» будут справляться с подаренными им полномочиями.
Министр юстиции РТ Мидхат Курманов, представлявший этот законопроект в Госсовете, объясняет необходимость его принятия взаимоотношениями Казани с Международным банком реконструкции и развития. Для кредита МБРР Казани (осуществляемого через правительство РФ) одним из решающих условий является наличие у столицы Татарстана статуса муниципального образования и, соответственно, органов местного самоуправления. А эти органы не могут выполнять государственную программу, если государство не передало им таких полномочий.
Законопроект как раз и предоставляет полномочия распоряжаться социальными деньгами «органам местного самоуправления муниципального образования г. Казань». Но это экспортный вариант названия. Из лондонской штаб-квартиры МБРР он, вероятно, хорошо смотрится, но здесь, на месте событий, известно: органов местного самоуправления у Казани на самом деле все еще нет. И их не будет, пока в Казани не состоятся муниципальные выборы. Даже дата этих выборов еще не назначена. Поэтому все эти полномочия целый год (до начала 2006 г.) будет осуществлять администрация Казани. Она же, соответственно, будет управлять этими средствами в размере нескольких миллиардов рублей.
Мидхат Курманов подчеркивает, что в законопроекте о передаче мэрии Казани этих полномочий и этих денег есть оптимистичная норма: о том, что казанская власть может использовать дополнительные средства на реализацию социальной поддержки. То есть теперь у нее будет право дополнительной поддержки своих льготников — как давно казанская власть ждала такого права, а его у нее все не было!.. И вот теперь оно будет, и смогут появиться «исхаковские» надбавки на бедность на манер «лужковских», давно выплачиваемых в Москве…
Однако знакомство с особенностями организационно-правового и финансового устройства структур мэрии мешает предаться оптимистическому ожиданию. «ВК» уже рассказывала (10 сентября 2003 г., «Казанской мэрии не существует»), как предприятие, которому администрация Казани задолжала несколько десятков тысяч рублей, пыталось взыскать эти деньги законным путем. И как этот кредитор обнаружил, что администрация Казани зарегистрирована в Едином госреестре с капиталом в 0 рублей, что это учреждение не имеет никакой недвижимости и никакого вообще имущества, ни столов, ни стульев… А имеет только поистине гробовое сальдо: во всех графах доходов и расходов сплошные прочерки! Такие документы остаются обыкновенно от какого-нибудь ООО, учредители которого втихую вывели все активы, оставив «покойнику» лишь долги да обязательства.
Я поинтересовалась ходом охоты за призраком-мэрией. Выяснилось, что упорный кредитор ее не прекращает — видимо, психологически подсел уже на эту увлекательную игру, ведь в общей сложности занимается этим уже два с половиной года! Денег своих так и не вернул, зато обогатился разнообразными знаниями. Например, что вместо администрации Казани был зарегистрирован аппарат администрации Казани, и что у этих продуктов административного клонирования разные банковские счета, и что такие же кредиторы мэрии, наскучив охотой на призрака, пытаются с любым дисконтом продавать миллионные долги администрации Казани…
И я смогла добавить кое-что в его коллекцию. Рассказала про другого кредитора, который посредством службы судебных приставов уже который месяц не может получить с мэрии долг в размере 22 (двадцати двух) руб. и 50 коп. Ему сообщили, что их, таких вот и куда более крупных кредиторов мэрии, у Вахитовского подразделения судебных приставов — целый вагон. А его 22,5 руб. — это, стало быть, уже к тому вагону маленькая тележка…
Так вот. Отдавая на целый год администрации Казани полномочия по социальной поддержке населения, республиканская власть фактически заколачивает деньги на эту социальную поддержку в это самое вышеописанное пустое место. Стало быть, если у титульных получателей компенсаций в Казани вдруг станут возникать проблемы с их фактическим получением, крайне маловероятно, что они смогут добиться надлежащих выплат даже через суд. В этом печальном случае место их требований будет во второй прицепной тележке.
Марина ЮДКЕВИЧ
№ 180 (2910)
*