На этой неделе крупнейшая киностудия страны празднует свой восьмидесятилетний юбилей
Праздничного ажиотажа не наблюдается — все подразделения кинофабрики продолжают работать в нормальном ритме, несмотря на повышенный интерес прессы, обилие съемочных групп и большой наплыв экскурсантов. Празднование началось 24 января — в частности, с юбилеем киностудию поздравил президент страны. Символическим завершением юбилейных торжеств станет церемония вручения премии Национальной академии кинематографических наук и искусств России «Золотой орел», которая состоится 31 января в первом съемочном павильоне киноконцерна.
За все время существования «Мосфильма» на киностудии было снято более 2500 фильмов, режиссерами которых были и такие признанные мастера отечественного и мирового киноискусства, как Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров, Иван Пырьев, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Александр Птушко, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Элем Климов и многие другие. Выпущенные на «Мосфильме» картины «Война и Мир» (режиссер Сергей Бондарчук, 1965-1968 годы), «Дерсу Узала» (совместно с японской студией «Дайэй», режиссер Акира Куросава, 1975 год) и «Москва слезам не верит» (режиссер Владимир Меньшов, 1979 год) получили награду Американской киноакадемии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957 год) завоевал «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
Сегодня «Мосфильм» — это тринадцать съемочных павильонов общей площадью около 10 000 квадратных метров, комплексы операторской техники, монтажного оборудования, декоративно-технических сооружений, сценическо-постановочных средств, лаборатория по обработке пленки, звукозаписывающая студия, работающая в системе Dolby digital (львиная доля озвучивания отечественной кино- и телепродукции, а также дубляжа иностранных фильмов осуществляется именно здесь), гримерный и автотранспортный цеха, уникальные коллекции антикварных автомобилей, старинных костюмов и утвари, оружия и бронетехники. Коллекции информационно-консультационного центра «Мосфильма» включают в себя сотни тысяч архивных фотографий и негативов, плакаты к кинофильмам, оригинальные сценарии и монтажные листы, эскизы костюмов и декораций. Отдельно ведется работа над реставрацией и восстановлением с применением цифровых технологий классических картин, произведенных в советское время: в частности, новое качество придается картинам «Война и мир» и «Андрей Рублев».
Сегодня в производстве на киностудии находится более ста художественных фильмов и телевизионных сериалов, свои новые картины снимают здесь такие режиссеры, как Владимир Наумов, Юлий Гусман, Андрей Эшпай, Марлен Хуциев, Виктор Доценко, Юрий Кара, Дмитрий Месхиев, Александр Прошкин, Бахтияр Худойназаров, Павел Чухрай, Владимир Машков, Николай Досталь. Самым крупным из новых проектов, несомненно, является картина, над которой работает директор киноконцерна режиссер Карен Шахназаров, — «Всадник по имени смерть». Этот исторический фильм, рассказывающий об истоках политического терроризма в дореволюционной России, поставлен по книге Бориса Савинкова «Конь бледный».
Специально для этой картины были построены масштабные декорации, изображающие несколько улочек старой Москвы, со всеми необходимыми деталями — церквушками, подворотнями, трактирами, лавками, дровяными складами и даже пожарной каланчой. Декораций такого размера на «Мосфильме» не строили со времен съемок итало-франко-советской эпопеи «Осада Венеции», которую в 1991 году на советской кинофабрике поставил итальянский режиссер Джорджо Феррара. Новые декорации станут одной из постоянных производственных площадок «Мосфильма», и вскоре в этих декорациях должна начаться съемка следующих исторических кинокартин. В частности, идет подготовка к реализации проекта «Статский советник» студии Никиты Михалкова «Тритэ» — эта экранизация романа Бориса Акунина должна стать режиссерским дебютом актера Олега Меньшикова.
Планы развития «Мосфильма» предусматривают строительство нового съемочного павильона площадью 2500 квадратных метров (он должен стать крупнейшим в Европе), киноцентра (возможно, туда переедет с Красной Пресни Музей кино), новых помещений для хранения реквизита, новой автобазы, бизнес-центра.
Российская фабрика звезд
История существования киноконцерна «Мосфильм» начинается с 1923 года, когда киноателье, принадлежавшие до революции пионерам русской кинопромышленности Александру Ханжонкову и Иосифу Ермольеву, были национализированы и переименованы в Первую и Третью кинофабрики Госкино. Однако дату рождения «Мосфильма» все же принято отсчитывать со дня выхода на экраны его первой картины — «На крыльях ввысь» Бориса Михина.
Производство кинокартин — процесс, овеянный ореолом таинственности. На старейшем российском кинопредприятии существуют свои легенды. Например, считается, что золотистая скульптура кинооператора перед входом в производственный корпус «Мосфильма» (на фото) должна олицетворять труд всех технических специалистов, связанных с кино. Однако по студии ходят упорные слухи, что статую лепили с живого оператора, который тогда работал в киногородке (впрочем, имя его так и осталось неизвестным). Неудивительно, что загадки окружают даже дату основания киностудии.
В ноябре 1923 года, уже после национализации, первый директор объединенного кинопроизводства режиссер Борис Михин приступил к съемкам картины «На крыльях ввысь» (к сожалению, пленка с этим фильмом не сохранилась). В конце января 1924 года работа над первым полнометражным (длительностью 82 минуты) фильмом киностудии была завершена. Вот почему официальной датой, от которой ведется отсчет существования «Мосфильма» как действующей производственной единицы, считается 24 января, хотя, по некоторым сведениям, премьера черно-белого фильма Михина на экранах советских кинотеатров состоялась лишь через неделю. Спустя три года кинофабрике выделили нынешнюю территорию на Воробьевых горах, а в 1931 году Первая и Третья кинофабрики Госкино и объединенная с ними Московская звуковая фабрика были окончательно перенесены на новое место. С началом войны кинематографические цеха эвакуировали в Алма-Ату, а на территории «Мосфильма» было налажено производство деталей реактивных снарядов для «Катюш». Уже после войны, в 1947 году, в фильме Григория Александрова «Весна» титры впервые были предварены фирменной эмблемой «Мосфильма» — изображением скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля.
*