Конституционный суд РФ подтвердил конституционность п.4 ст.30 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001г.), согласно которому при исчислении трудового стажа учитываются только календарные периоды трудовой и иной общественно-полезной работы, совершенной до 1 января 2002г., и отменяется льготное исчисление некоторых периодов трудовой деятельности, например, работа в районах Крайнего Севера, причем лишению льготы придана обратная сила.

Как отмечается в оглашенном сегодня постановлении КС, до вступления в силу данного закона действовал закон «О государственных пенсиях в РФ», предусматривающий льготное исчисление некоторых засчитываемых в трудовой стаж периодов. Эти льготы позволяли отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж в более короткие сроки и влияли на размер пенсии. В результате пенсионной реформы одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа уменьшается.

В целях сохранения ранее приобретенных прав граждан на трудовую пенсию статьей 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривается оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и устанавливается перечень периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Отменив льготное исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно-полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал данной норме обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм закона «О государственных пенсиях в РФ». Следовательно, рассматриваемая норма не ухудшает положения граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действующего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила, говорится в постановлении КС.

РБК

*