Автомобили "ОКА": прошлое, настоящее и будущее
Ровно пятнадцать лет назад, 30 января 1989 года на ВАЗе было начато производство автомобилей особо малого класса «ОКА». Паралельно мощности по выпуску этой микоролитражки развивались в Набережных Челнах и Серпухове. Через пять лет после начала производства, на АВТОВАЗе посчитали экономически нецелесообразным производить «Оку» в трех точках и полностью передали оборудование в Набережные Челны и Серпухов. В январе 1995 года по конвейеру АВТОВАЗа прошла последняя тольяттинская «Окушка».
Всего АВТОВАЗ произвел немногим более 19 тысяч микро-автомобилей. Производство продолжило развиваться на КАМАЗе (ЗМА, Набережные Челны) и на СеАЗе (Серпухов). С момента начала производства и по сегодняшний день выпущено уже свыше 400 тысяч миколитражек «ОКА», в том числе более 250 тысяч на ЗМА и около 130 тысяч на СеАЗе.
В 2003-м году на двух заводах собрали более 60 000 автомобилей «ОКА». Однако, по оценкам экспертов, спрос на эти автомобили полностью пока еще неудовлетворяется. По оптимистическим расчетам специалистов на ЗМА российский рынок смог бы поглотить до 200 тысяч микроавтомобилей в ценовой нише «Оки». Интерес российских потребителей к теме микролитражке не ослабевает, что подтвердил осенний автосалон 2003 года, на котором была представлена новая разработка – проект автомобиля «1121» или «ОКА-2». По словам ведущего дизайнера экстерьера проекта «1121», Александра Колпакова, это более просторный автомобиль по всем параметрам: база, длина, ширина, высота. Увеличение габаритов 1121 по сранению с 1111 позволило не только повысить безопасность автомобиля за счет увеличения жизненного пространства, но и дало возможность комплектовать четырехцилиндровым двигателем. Первый ходовой образец оборудован двигателем ВАЗ-2111, рабочим объемом 1,5 литра. Размер колес увеличился до 13 дюймов. Увеличение размеров колес дает возможность разместить более серьезные тормоза, что немаловажно для легкого автомобиля с мощным двигателем. «В итоге получился высокоскоростной, динамичный автомобиль», — считает Александр Колпаков.
Помимо Москвы, в 2003 году прототип проекта 1121 был предствален на автосалонах в Санкт-Петербурге и Тольятти. Как говорят разработчики, при нахождении финансирования данного проекта, запустить его в серию можно было бы через 2-3 года.
*