В конце прошлой недели коллегия Счетной палаты (СП) утвердила аналитическую записку «Анализ процессов приватизации госсобственности в РФ в 1993–2003 годах». Несмотря на то что глава СП Сергей Степашин обещал порадовать страну целым рядом сенсаций, никакого громкого разоблачительного шоу не состоялось. Однако в документе есть интересные факты. Выяснилось, например, что в 89% «приватизационных» нарушений виноваты не коммерсанты, а органы государственной власти.

Сенсационных разоблачений от

Сергея Степашина так никто

и не дождался.

По предварительной оценке СП, ущерб от десятилетней приватизации государственной собственности равен приблизительно 45 млрд. руб. И виновато в этом прежде всего государство. В аналитической записке сказано, что к 89% обнаруженных нарушений были причастны органы государственной власти и только за 11% злоупотреблений ответственны коммерческие структуры. Чаще всего в разряд нарушений попадали низкая оценка активов предприятий, отказ новых собственников от фактической оплаты имущества предприятий и неисполнение новыми владельцами инвестиционных и других обязательств.

От конкретных оценок приватизационных сделок глава СП Сергей Степашин фактически уклонился. По его словам, главное – подсчитать не нанесенный бюджету ущерб, а провести анализ в преддверии предстоящих продаж госсобственности. «Не хотелось бы устраивать охоту на ведьм и впадать в гонку за конкретными предприятиями, которые что-то не так переделили», – подчеркнул чиновник. Взгляд его, судя по всему, устремлен не в темное вчера, а в светлое завтра: «Нам важно выйти на конкретные предложения. Потому что впереди – крупнейшие приватизационные сделки: земля, энергетика, железная дорога. Не хотелось бы в очередной раз наступать на грабли».

Умиротворенность главы ведомства, которое проверяет как раз не то, что планируется сделать, а то, что уже совершено, и при этом ищет в содеянном нарушения, резко контрастирует с той позицией, которую г-н Степашин занимал еще сравнительно недавно. В июле, когда проверка СП еще шла полным ходом, чиновник многозначительно намекал, что в итоге «вскроются» конкретные факты и примеры, которые могут «запросто взорвать экономику». Уже тогда СП направила в Генпрокуратуру материалы на 56 из 140 проверенных предприятий. Аудитор палаты Владислав Игнатов, давая понять масштабы проблемы, предлагал тем временем разделить предприятия на тех, к которым у СП есть вопросы, и тех, к которым вопросов нет. Сумма приватизационных сделок иначе как «мизерной» не называлась. А чтобы десятилетняя «выручка» государства выглядела нагляднее, ее сравнивали с суммой, которую россияне ежегодно тратят на загранпоездки.

Разоблачительное шоу, вопреки ожиданиям, не состоялось. Коллегия СП поручила Государственному НИИ системного анализа окончательно доработать текст анализа с учетом состоявшегося обсуждения, а затем в двухнедельный срок организовать экспертизу документа в российских научных центрах. Ни тебе будоражащих воображение цифр, ни тебе потрясающих основы дел.

Эксперты видят за сменой позиции СП не только политический фактор (он, по мнению специалистов, превалирует), но и финансовый. Несмотря на многократно озвученные экономические успехи и подъемы, российский фондовый рынок стагнирует, а отток капиталов из страны увеличивается. В будущем году правительство намерено отдать под приватизацию 1 тыс. 895 объектов федеральной собственности. В программу приватизации включены госпакеты акций «Связьинвеста», Новороссийского и Туапсинского портов. Распугивать инвесторов в этой ситуации аудиторы, видимо, сочли неуместным.

КАХА КАХИАНИ

«Новые Известия»

01.11.04

понедельник

«Новые Известия»

***