Кто оплатит минимум. Закон гарантирует доступность связи ("ВН")
Что такое «универсальная услуга связи», в России пока знают только специалисты. Законодатель следующим образом определил это понятие в федеральном законе «О связи» (действует с 1 января нынешнего года): в каждом населенном пункте в пределах пешей досягаемости должен находиться хотя бы один таксофон, а в тех местах, где число жителей составляет 500 человек и более, следует оборудовать пункт общественного доступа к Интернету.
Понятно, что для реализации этого положения потребуются средства, и немалые (пока у нас в стране 40 тысяч населенных пунктов вообще не имеют телефонов). В России источник средств для реализации универсальной услуги определен законодательно: операторы связи должны финансировать ее за счет отчислений в размере 1,5—2% от своего оборота. Вокруг этого положения закона «О связи», который действует меньше года, и началась уже борьба. Группа членов Совета Федерации инициировала рассмотрение поправок с целью освободить операторов связи от финансирования универсальной услуги. Эта инициатива на прошлой неделе была рассмотрена Российским союзом товаропроизводителей (работодателей), который пришел к выводу о ее нецелесообразности. Президиум союза констатировал, что модификация закона «неизбежно приведет к существенному увеличению нагрузки на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ и поставит под вопрос процесс обеспечения всех граждан страны доступом к современным телекоммуникационным услугам».
Словосочетание «универсальная услуга связи» удачным не назовешь — это напоминает фрагмент переведенного на русский технического текста. Так, собственно, и есть. Понятие универсальной услуги связи отечественным изобретением не является. Оно пришло к нам извне и означает определенный минимум услуг связи, который гарантирован каждому гражданину страны вне зависимости от места жительства.
Наиболее впечатляющих результатов благодаря внедрению универсальной услуги добилась, пожалуй, Индия. Практически в любой деревне этой страны есть таксофон. В сочетании с инициированной государством программой выпуска недорогого карманного компьютера (т.н. simputer — от слова simple, «простой») это обеспечило удивительный экономический эффект. Сельскохозяйственная община в складчину покупает симпьютер и программное обеспечение к нему (цена — менее 200 долл.), после чего получает возможность подать заявку на продажу выращенного урожая на виртуальной всеиндийской ярмарке: для этого надо дойти лишь до таксофона и ненадолго подключить к нему симпьютер с заранее подготовленной информацией. Заявка попадает в общенациональную базу данных, что радикально облегчает поиск покупателя.
Планы создания повсеместной инфраструктуры связи в Индии поддерживает государство, но реализуют их частные IT-компании. Проект simputer, например, стартовал осенью 2002 года. Он развивался медленнее, чем ожидалось, из-за того, что первоначальная цена устройства оказалась слишком высока для массовых продаж. После того как ее удалось снизить, компания-призводитель (Simputer Trust) добилась прибыли и даже заявила о намерении выйти за пределы индийского рынка. Simputer, заметим, не так уж прост. Машина имеет USB-разъем, инфракрасный порт и модем — это полноценный карманный компьютер. Обеспечение связи с отдаленными поселениями, которое трудно было счесть коммерчески выгодным предприятием, стало источником прибыли для операторов связи.
В США термин «универсальная услуга» имеет иной смысл и является составной частью принятого в 1993 году плана создания национальной информационной инфраструктуры (NII). Государство в работе по созданию NII взяло на себя обязательство соблюдать следующие, в частности, принципы: поощрение частных инвестиций и расширение понятия «универсальная услуга» с целью гарантировать широкий доступ к информационным ресурсам по доступной цене.
Кстати, программе NII предшествовала инициатива вице-президента США Альберта Гора, который в 1992 году предложил создание т.н. «информационной супермагистрали» по аналогии с национальной программой строительства автомобильных дорог. Администрация Клинтона, в которой работал Гор, действительно сделала очень много, развивая системы связи и IT-индустрию. Но накануне выборов 2000 года кандидат в президенты Альберт Гор во время телевыступления проявил неосторожность и дал возможность команде Буша истолковать свои слова в том смысле, что якобы «наша администрация изобрела Интернет». Что и способствовало, как считают, поражению Гора. Избиратель отлично знал, что технологии и системы связи создавались не государством, а независимыми исследователями и частным бизнесом. Это также следовало бы поставить в заслугу администрации Клинтона — принятая ею программа создания NII финансировалась не налогоплательщиками. Однако пропагандисты из команды противника не дали этого сделать.
Нам же в России еще только предстоит решить, будут ли реализованы положения закона, гарантирующие доступ к минимально необходимому набору услуг связи.
Сергей ПОТРЕСОВ, заведующий лабораторией Центрального научно-исследовательского института связи
«Время новостей»
№ 200 1.11.2004
***