В январе 2005 года вступят в силу еще несколько положений нового законодательства о принципах организации местного самоуправления (МСУ). Федеральные законодатели, наблюдая за стремительными изменениями в правилах формирования госвласти (отказ от прямых выборов губернаторов), поняли, что закон устаревает, не начав действовать.

Участники «круглого стола» в Совете Федерации пришли к выводу, что «демократия местного самоуправления, дающая развитие самостоятельности населения в управлении на местах, нуждается в более четком законодательном регулировании». И проблема заключается не только в изменениях политической реальности в виде фактического назначения губернаторов и вероятного изменения порядка выборности мэров, но и в несовершенстве уже принятого законодательства.

Председатель комитета по местному самоуправлению сената Леонид Рокецкий пожаловался присутствующим, что с тревогой следит за действиями президента: «Что же будет с местным самоуправлением? Новый закон об МСУ должен быть дополнен, но предложения с мест пока не находят поддержки в центре. Даже разговор о назначении мэров утих!»

Член Центризбиркома Николай Конкин рассказал, что его ведомство уделяет «особое внимание соотношению избирательного законодательства и закона об МСУ». С момента вступления в силу первых глав закона 8 октября 2003 года избирательная комиссия стала отслеживать правоприменительную практику. В глаза сотрудникам ЦИК бросился тот факт, что никому не ясен правовой статус муниципальных избиркомов. «В законе об МСУ они входят в систему местного самоуправления. В таком случае они выпадают из избирательной системы, — сообщил Николай Конкин. — Предлагаем статус избиркомов уточнить и позволить ЦИК участвовать в их формировании».

Большинство спорных вопросов Центризбирком предлагает оставлять на усмотрение местных органов власти. С одной стороны, это ускорит сроки реформирования местного самоуправления, с другой — позволит на месте проявить креатив для решения проблем, не решаемых федеральным законодательством.

Хотя новый закон об общих принципах организации местного самоуправления «значительно расширил и углубил правовые институты на местах по сравнению с прежним законом, принятым еще в 1995 году», в нем, например, по мнению сенатора Рокецкого, нет определения «формы участия граждан в местном самоуправлении». Конституция предусматривает множество таких форм, но их перечень открыт. С 2006 года вводятся прогрессивные формы непосредственного осуществления населением самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, голосование по отзыву депутата или члена выборного органа, голосование по изменению границ муниципального образования. Но, по словам г-на Рокецкого, эти институты требуют «очень четкого и точного определения, к 2006 году мы должны оказаться во всеоружии, чтобы не подорвать веры людей». Руководствуясь заботой о психологическом здоровье граждан, законодатели стремятся максимально подробно прописать все положения закона. Но некоторые юристы констатируют, что уже сейчас закон читается с трудом.

Особый интерес для местных органов власти представляет голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Оно, по мнению участников, должного распространения не получило. Существует идея урегулировать этот вопрос отдельным законом. Представитель Центризбиркома Николай Конкин в свою очередь предложил отзыв депутатов прописывать только в законе каждого субъекта, поскольку на федеральном уровне нет механизма отзыва президента и депутатов.

Обрадовавшись, что федеральное законодательство многие вопросы никак не регулирует, участники «круглого стола» предложили, в частности, ввести новый институт голосования граждан — по вопросу определения структуры органов МСУ в случае создания нового муниципального образования или преобразования существующего. Также «с целью привлечения к участию в делах МСУ молодежи в возрасте до 18 лет предоставить право несовершеннолетним гражданам участвовать в опросах, проводимых в муниципальных образованиях с целью выявления мнения населения». Для этого из некоторых глав закона об МСУ предлагается вообще исключить слова «обладающие избирательным правом».

Дарья ГУСЕВА

«Время новостей»

№ 200 1.11.2004

"Время новостей"

*