Письмо М.Б.Ходорковскому студента СГАУ А.Дидика. Опубликовано в самарской газете «Волжский комсомолец» 29 октября 2004 года.

(печатается с сокращениями).

Уважаемый Михаил Борисович! Еще никогда не писал письма людям, которые находятся в заключении, но множество причин заставляют сесть за клавиатуру компьютера.

Мне двадцать лет. Я нахожусь в том возрасте, когда надо начинать быть взрослым, слезать с шеи родителей и жить своей жизнью. Жизнью, в которой ты добьешься только того, что будешь добиваться. Несколько предыдущих лет дали мне ясно понять, что мечты не сбываются, если ты не стремишься осуществить их. Что молодой человек никогда не сможет получить хорошую работу, если не будет искать ее, постоянно повышать свою конкурентоспособность и учиться чему-то новому и востребованному на рынке труда. Что и в ДРУГИХ аспектах жизни выигрывают лишь деятели. А ожидающие никогда не дожидаются.

Я занимаюсь общественной деятельностью, и мне часто приходится работать с большими группами людей, разговаривать со студенческой молодежью И становится страшно, что из восьмидесяти человек, заполняющих аудиторию и внимательно слушающих тебя полтора часа, только три человека способны задавать вопросы.

И столкнулся с тем, что назвал общественной апатией, когда общество намеренно отторгает от себя происходящее в стране. Это похоже, на то, как маленький ребенок закрывает себе ладошками глаза, когда сталкивается с тем, что ему не нравится, и с тем, что пугает его…

Но это все слова. Настоящая проблема совсем в другом. Проблема в тех, кто всегда создавал и определял течения жизни. В интеллигенции. В людях, чей ум позволяет не только зарабатывать деньги и приносить их в дом, но задумываться о происходящем, анализировать, свершать и отвечать. Интеллигенты не безмолвствуют, они недовольны и ищут выхода. На кухне за чашкой кофе или чего покрепче, Они просто очень тихо говорят…

Но, слава богу, в России еще есть люди, которые не только хотят, но еще и могут. Да, их мало. Да, они зачастую одиноки и никому неизвестны. Каждый из них по отдельности слаб, но вместе они сильны. И цель, по крайней мере моей жизни, отыскать и объединить этих людей…

Идя по этому тяжелому и неблагодарному пути, хочется иногда бросить все и стать обычным. Скинуть с себя тяжелую ношу ответственности и думать, как велит телевизор. Со всех сторон неимоверное давление: взрослых, которые говорят, что все это бесполезно и глупо; друзей, которые посмеиваются, когда ты выходишь на улицы города и протестуешь против очередной несправедливости: собственных страхов, которые постоянно нашептывают тебе, что за свои убеждения можно вылететь из университета.

Но ты делаешь еще один шаг в том же направлении, в котором шел, и понимаешь, что все не напрасно, что это и есть смысл твоей жизни.

Мне бы хотелось услышать, Михаил Борисович, ваше мнение по поводу:

1. Апатии гражданского общества. Что делать с «кризисом гражданских инициатив»?

2. Моральной импотенции интеллигенции. Как «хочу» превратить в «могу»?

3. Стратегии развития молодежных движений. Куда идти?

Я прекрасно понимаю, что вам сложно ответить на мои вопросы, но я не теряю надежды.

С УВАЖЕНИЕМ. АЛЕКСЕЙ ДИДИК

«Волжский комсомолец»

№ 51 (14204) от 29.10.2004.

*