Русские женщины выглядят все дороже
Любому человеку присуще желание нравиться. И как бы ни убеждали нас, что внутренняя красота личности важнее внешней, приятные черты ухоженного лица позволяют добиться вожделенной цели гораздо быстрее. Причем не только в сексуально-романтических отношениях, но и в вопросах построения карьеры и даже на деловых переговорах. Так стоит ли удивляться тому, что парфюмерно-косметический бизнес является одним из самых прибыльных во всем мире.
На проходящей в эти дни в Москве Неделе парфюмерии и косметики были обнародованы международные исследования парфюмерно-косметического рынка. В 2003 г. мировой рынок косметики оценивался в $201 млрд, что на 4,8% выше показателя предыдущего года. Правда, в пресыщенных комфортом и изобилием западных странах темпы роста уже замедляются. Зато в Восточной Европе, сравнительно недавно познавшей прелести капитализма, косметический рынок развивается весьма активно и, по мнению аналитиков, на ближайшие годы именно этот регион станет локомотивом мировой косметической индустрии. «Уже 4 года подряд здесь наблюдается рост, который измеряется даже не единицами, а десятками», – говорит главный эксперт британской исследовательской компании Euromonitor Клэр Брайни. По итогам 2003 г. рынок парфюмерии и косметики Восточной Европы увеличился на 11,6%, до $12,5 миллиардов. Из них $5,4 млрд пришлось на Россию, рынок которой по объему является крупнейшим в данном регионе, занимает 6-е место в Европе (после Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании) и 10-е в мире. При этом его потенциальная емкость, по оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, составляет $15-18 миллиардов.
По темпам роста в мировом «первенстве», согласно оценкам Euromonitor, мы находимся на 8-й позиции (14,3%). А по данным вице-президента ЭкспоМедиаГруппы «Старая Крепость» Анны Дычевой-Смирновой, в среднем российский парфюмерно-косметический рынок ежегодно растет на 20-25%, а в некоторых сегментах и до 30%. Столь заметное расхождение в цифрах, видимо, объясняется тем, что официальная статистика не учитывает долю «серого» рынка, которая в нашей стране по-прежнему достаточно существенна. Тем не менее, это не пугает крупные транснациональные корпорации, которые спешат застолбить себе местечко в России, причем не только производители, но и торговые сети, специализирующиеся на продаже косметики и парфюмерии, такие как немецкая Douglas, французские Sephora и Marionnaud. «Акулам капитализма», действительно, стоит поторопиться, поскольку и национальные производители не дремлют, увеличивая объемы производства и улучшая качество продукции. Сегодня соотношение российской и импортной продукции на нашем рынке составляет 47% и 53%. Укрепляются также позиции внутренних розничных сетей.
Примечательно, что портрет российского потребителя парфюмерно-косметических средств существенно отличается от портрета его западных собратьев. Особенно это заметно в отношении к косметике класса «люкс». Даже человек со средним достатком в нашей стране зачастую выбирает продукцию престижных марок. В 2003 г. объем продаж элитной косметики составил $650 млн (12% рынка). Правда, в основном это касается декоративной косметики и парфюмерии. А вот в таких категориях, как, например, кремы и маски, наши соотечественницы предпочитают российские товары. Существует стойкое убеждение, что в отечественной косметике используются только натуральные компоненты – к этому пункту россиянки предъявляют повышенные требования.
Привыкший к «ненавязчивому советскому сервису», наш человек настороженно относится к продавцам-консультантам, теряется, если к нему проявляют излишнее внимание, и может вообще отказаться от покупки. Удивительно, но факт: без чуткой опеки служителя магазина женщина приобретет гораздо больше вещей, поскольку россиянкам, в отличие от западных леди, свойственно тратить деньги импульсивно, а не планировать бюджет заранее. Зато представители противоположного пола к консультантам относятся спокойнее и даже находят в их лице поддержку в традиционно женском царстве подобных заведений.
Все больше граждан нашей страны предпочитают «покупать красоту» в специализированных магазинах, а не на открытых рынках. В первую очередь, это касается, конечно же, москвичей. Столица отличается от регионов и размером своих предпочтений: здесь выбирают небольшие упаковки 50-70 мл, что называется, «на пробу», там – тюбики и флаконы по 200 миллилитров. Среднестатистический российский потребитель не является приверженцем конкретных марок и любит экспериментировать, интерес к новинкам – еще одна его отличительная черта. Кроме того, наши люди подвержены воздействию внешних эффектов – их привлекает яркая упаковка, в то время как в пристрастиях европейцев господствует минимализм.
Впрочем, при всех видимых отличиях, развитие российского парфюмерно-косметического рынка все же протекает в русле мировых направлений. Наиболее заметные тенденции прослеживаются и у нас. Например, то обстоятельство, что все более активными потребителями косметики становятся мужчины. Правда, если на Западе (где феминизм уже давно утвердился и равноправие полов местами доведено до абсурда) мужчинам приходится всерьез конкурировать с женщинами, и использование косметики – реально осознанная необходимость, то у нас это пока больше дань моде. Возможно, именно поэтому лидерами российских продаж остаются дезодоранты, а в стилистике предпочтение отдается идеям мужественности – строгие линии упаковки, однотонные классические цвета. Российский рынок мужской косметики растет на 7-19% в год, в зависимости от категории продукции.
Другая заметная тенденция – интенсивный рост сегмента косметики против старения. Несмотря на то, что в нашей стране он появился лишь два года назад, массированная реклама сделала свое дело (достаточно вспомнить собаку породы шарпей, наглядно демонстрирующую, что такое дряблая кожа), и теперь эта категория – самый динамичный сегмент российского рынка. Интересно, однако, что если за границей косметику anti age начинают использовать после 50-ти, то в России — лет в 30-40. Это связано с все той же конкуренцией на рынке труда, которая требует, в том числе, необходимости хорошо выглядеть. Зато у нас отсутствует такое понятие, как профилактика старения – проблему начинают решать после ее возникновения.
И, наконец, как в России, так и во всем мире, по словам аналитиков, самым перспективным направлением развития является нишевой маркетинг, то есть создание продукции, ориентированной на узкую группу потребителей. Скажем, косметика для курильщиков, помогающая избавится от внешних следов употребления никотина. Или продукты с добавленными свойствами – не просто тональный крем, а еще и средство против стресса для кожи. «Массовые продукты, рассчитанные на максимально широкую целевую аудиторию, создаются на основе усредненных потребительских ожиданий. Но сегодня потребитель все чаще все чаще стремится найти продукт, максимально соответствующий именно его потребностям», – поясняет Анна Дычева-Смирнова. Так что будущее мировой косметической индустрии – за новыми рынками, как географическими, так и «продуктовыми».
*