На днях Европейский суд откликнулся на жалобу российских авиадиспетчеров, в число которых входят работники аэропорта «Курумоч», приняв к рассмотрению их просьбу об отмене правительственного запрета на забастовки.

Обращение в главный суд планеты стало логичным продолжением борьбы диспетчеров за свои права и за повышение зарплаты. На этом пути они испробовали разные средства, вплоть до памятных всем голодовок. Последняя из них намечалась на август 2003 года, но тогда Госкорпорации по Организации Воздушного Движения удалось договориться с протестующими. Работодатели предложили оставить все как есть до конца реорганизации своего ведомства, а взамен согласились на компромисс по зарплате и сохранение всех социальных льгот. Сегодня реорганизация практически закончена. В результате создано одно юридическое лицо, имеющее право распоряжаться прибылью и поднимать зарплату работникам. Им стало головное предприятие Госкорпорации, располагающееся в Москве. Так что теперь авиадиспетчерам не придется бороться порознь с ее филиалами по всей стране. Вслед за этим диспетчеры разработали проект единого коллективного договора, который определяет условия зарплаты, сохранение надбавок за вредность и социальные гарантии. Как считает председатель профсоюза авиадиспетчеров Самары Алексей Шайбуллатов, главное, что в документе предусмотрено увеличение тарифов, из которых складывается зарплата диспетчеров. Однако инициаторы этой идеи очень сомневаются в том, что предложение понравится работодателям.

— Мы по-прежнему планируем бастовать, — заявил Шайбуллатов. — А сейчас все делаем для того, чтобы нам дали на это официальное разрешение.

Напомним, что трудовой кодекс разрешает забастовки в случае, если они не ущемляют интересы государства. Это значит, что должен быть утвержден необходимый минимум работ, которые авиадиспетчера обязаны выполнять в случае забастовки.

— Необходимый минимум мы утвердили буквально на днях в министерстве транспорта, — объясняет Шайбуллатов. — Мы обязуемся обслуживать все полеты, которые необходимы в интересах государства. Например, военную авиацию и авиацию МЧС, самолеты, на которых есть больные люди или те, что терпят бедствие. Но отказываемся обслуживать во время забастовок часть коммерческих рейсов. При этом обязуемся заранее всех предупреждать.

Но если трудовой кодекс диспетчеры обошли, то воздушный пока никак не получается. Именно он категорически запрещает им бастовать. От безысходности руководители ФПАД обратились в Европейский суд. На днях суд принял это заявление и поставил их на очередь. Так что теперь остается только ждать.

Газета "Площадь Свободы"

*