Самарский государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ — Прогресс» отправил первую ракету-носитель нового поколения «Союз-2» на космодром Плесецк, где в эти дни проходят ее летно-конструкторские испытания. До сих пор все главные космические аппараты, включая пилотируемые, на околоземные орбиты выводил трудяга «Союз», дедушка которого почти 57 лет назад вознес в глубины космоса первый искусственный спутник Земли, а 53 года назад — первый «Восток» с Юрием Гагариным на борту. На счету самарских специалистов более 1600 удачных стартов.

Такая махина может взлететь только усилиями тысяч людей,

задействованных в этом проекте. Фото АР. — Еще 15 лет назад мы пришли к выводу, что «Союз» нуждается в серьезной модернизации в духе времени, – говорит заместитель генерального конструктора предприятия, член-корреспондент Академии космонавтики Валерий Капитонов.

– К сожалению, из-за скудного финансирования работа растянулась на срок, как минимум в два раза превысивший проектный. И вот, наконец, мы вышли на финишную прямую. 29 октября ракетоноситель стартует из Плесецка. Модернизированный «Союз», оснащенный двигателями самарского завода «Моторостроитель», увеличил свои энергетические мощности и способен поднимать в космос более тяжелые грузы. На первом этапе — примерно 700 дополнительных килограммов. Затем, когда на третьей ступени разместится новый двигатель воронежского производства, грузоподъемность вырастет еще на полтонны. Ракетоносителем теперь будет управлять самая современная цифровая система. Эта часть ракетной начинки, которую раньше делали на Украине, — ныне российского, а точнее, екатеринбургского происхождения.

Новая система позволит на порядок повысить точность вывода спутников в строго заданное место геостационарной орбиты, от чего зависит вся дальнейшая судьба аппарата. У ракеты появился и более объемный головной обтекатель, полностью соответствующий европейским стандартам, под которым можно размещать любые полезные грузы. Ранее их выталкивал в ближний космос французский «Ариан 1V». «Союзу-2» требуется значительно меньший инженерный персонал для предстартовой подготовки. Вместо семидесяти человек для технического обслуживания носителя достаточно пятнадцать-двадцать специалистов. А управлять им будут вместо сорока прибористов всего двое. Не только на околоземные орбиты, но и по трассам к далеким планетам Солнечной системы ракетоно-ситель поведет разгонный блок «Фрегат», разработанный партнерами самарцев из НПО имени Лавочкина.

Аппараты, равные «Союзу–2», считают ученые, не будут созданы в других странах, по крайней мере в ближайшие пятнадцать лет. Не случайно иностранные компании уже заключили контракты на его практическое использование. Третьим стартом в декабре 2005 года носитель доставит на орбиту метеорологический спутник Европейского космического агентства. А после того как будет достигнута договоренность об аренде экваториального космодрома «Куру» во Французской Гвиане, коммерческих заказов у «ЦСКБ — Прогресс» заметно прибавится. Близость к экватору раскрывает уникальные возможности для использования самарского аппарата. К тому же российские расценки гораздо ниже французских. С Европейским космическим агентством уже подписан контракт на запуск спутника к Венере.

Нелегкие для отечественной космонавтики события последних лет, резкое сокращение и многолетняя неоплата госзаказов сильно проредили трудовой коллектив. Новая ракета дает РКЦ шанс не только на выживание, но и на лидерство в освоении бесконечного звездного пространства. В заводском техникуме космического машиностроения сегодня снова конкурс. А сам коллектив отмечает в этом году сразу три, пусть и не совсем круглых, юбилея. Только что исполнилось 45 лет Центральному специализированному конструкторскому бюро.

Заводу «Прогресс» скоро стукнет 110 лет. А патриарх отечественной космонавтики — почетный генеральный конструктор «ЦСКБ — Прогресс» Дмитрий Козлов, рекомендовавший некогда в партию самого Сергея Королева, отметил свое 85-летие. Предстоящий старт нового «Союза» станет достойным подарком сразу всем почетным юбилярам.

Владимир УЛЬЯНОВ

САМАРА

«Трибуна»

■ 29 ОКТЯБРЯ 2004 № 194 (9865)

"Трибуна"

*