Как обычно, любые сложные российские политические проблемы имеют, в конце концов, вполне конкретную экономическую составляющую. Поэтому среди тонкостей правильного построения взаимоотношений местных элит с федеральным центром и наоборот, одной из самых толстых тонкостей будет всегда вопрос о контроле за собственностью и любыми конвертируемыми в кэш ресурсами.

К середине дня пятницы у администрации президента будет на руках принятый в первом чтении законопроект об изменении порядка формирования высших органов власти регионов (проще говоря – о назначении президентом губернаторов) и целый ворох проблем. Глухое недовольство президентской инициативой оформилось наконец в самую настоящую оппозицию. И это не группки разгромленных на прошлых выборах демократов, а гораздо более влиятельный противник – региональные элиты республик в составе федерации. В авангарде президент Татарии Ментимер Шаймиев и лидер Чувашии Николай Федоров.

Опытные политики вовсе не оспаривают права президента на строительства вертикали. Они их поддерживают и одобряют. «Если мы действительно хотим выйти в ряд цивилизованных демократических государств, не имея соответствующих работающих властных структур вертикали, невозможно достичь этой цели», – говорит Шаймиев.

Представители республик просят только изъять из законопроекта пункт, по которому президент имеет право распускать региональные парламенты, если они дважды не утверждают представленную им кандидатуру губернатора. И это принципиальный момент. Сохранение у законодательных собраний субъектов федерации права без всяких неприятных для себя последствий отвергать президентские кадровые предложения оставляет региональным элитам возможность для самообороны. А им есть что защищать.

Если бы речь шла именно о строительстве властной вертикали и только о повышении эффективности управления страной, президенты, губернаторы и стоящие за их спиной кланы, может быть, и не ерепенились бы. Но в России вопрос о власти – это еще и вопрос о контроле за собственностью. Путинская перестройка системы управления государством неизбежно повлечет за собой перераспределение собственности в регионах. Каждый новый назначенный губернатор наверняка поинтересуется тем, что было у его предшественника и что может взять под контроль и он сам, и стоящие за ним финансово-промышленные группы. Нынешние региональные лидеры безболезненно расстались с правом заседать в Совете федерации и заниматься политикой на федеральном уровне. Не вызвала особого сопротивления и необходимость всем миром записываться в «Единую Россию». Однако тема собственности и контроля за финансовыми потоками – совсем другое дело.

Делиться со столицей все равно придется, весь вопрос в масштабах. Если у президента и его команды не будет никаких сдерживающих факторов, то ротация губернаторского корпуса будет быстрой и безжалостной. Соответственно, и переход собственности из одних рук в другие не займет много времени.

Сохранение права региональных собраний безнаказанно отвергать путинские кандидатуры заставит кремлевских кадровиков более тщательно выбирать кандидатуры для назначения и более подробно консультироваться с местными элитами. То есть у регионалов появится возможность для торга с Центром.

Именно поэтому перед вторым чтением президентской администрации предстоит сделать серьезный выбор. Либо продавливать закон в неизменном виде и дальше в расчете на то, что президенты и губернаторы покорятся, уповая на благоразумие и сдержанный аппетит Москвы. Либо пойти на компромисс, сохранив площадку для диалога с региональными элитами.

Логика политического процесса последнего времени позволяет предположить, что выбран первый вариант. Однако не все этой логике подвластно. Сложные отношения внутри Кремля оставляют губернаторам шанс. Лишение региональных элит всякой возможности влиять на принятие решения о губернаторах приведет к тому, что вопрос о комплектовании местного начальства становится сугубо кадровым. Относящимся, соответственно, к компетенции советника президента по профильным вопросам Виктора Иванова. Однако если сохраняется необходимость работать с законодательными собраниями, то это уже проблематика управления по внутренней политике – а это епархия замглавы администрации президента Владислава Суркова.

Формирование региональных элит – слишком сладкий вопрос, чтобы просто так отдать его сопернику. Принципиальное решение, судя по всему, пока не принято.

Глава Госдумы Борис Грызлов уже заявил, что ко второму чтению к проекту закона поступит большое количество поправок и большинство из них будет касаться нормы о возможном роспуске регионального парламента. Похоже, что это, и правда, главный политический вопрос современности. Касающийся не только региональной политики.

Текст: «Газета.Ru». Фото: СI.

28 ОКТЯБРЯ 2004 16:13

«Газета.Ru»

«Газета.Ru»

***