Как сообщает рабочая группа комиссии ЕС по вопросам борьбы с вич-инфекцией, Эстония занимает первое место в мире по скорости распространения этой заразы. В частности, темпы распространения вич-инфекции на территории этой страны в 10 раз выше, чем в остальной Европе. Даже Африка, которая долгое время лидировала по количеству инфицированных и заболевших, за Эстонией угнаться не может. Еще страшнее то, что возраст большинства зараженных здесь в последние годы не превышает 19 лет.

— Самым тяжелым районом является Нарва, где СПИД передается среди наркоманов через грязные иглы. Безработные и отверженные из этого района пытаются найти занятия в других областях, едут в столицу в надежде на лучшую долю – и заражают жителей центрального региона, — комментирует итоги исследования координатор «антиспидовой» рабочей группы Еврокомиссии Матти Райала.

Массовое заражение влечет за собой и процветающая в стране проституция, для многих европейских туристов эта страна привлекательна в первую очередь как рынок наркотиков и дешевых сексуальных услуг. Соседние Финляндия и скандинавские страны забили тревогу еще и потому, что Эстония, вступив в Евроcоюз, превратилась в тикающую мину, подложенную под стабилизировавшуюся в последние годы обстановку с вич-инфекцией. Именно на европейский север хлынули в первую очередь мечтающие найти работу за рубежом жители Эстонии.

По сообщению финской «Хюфвудстадсбладет», специалисты отмечают, что в Эстонии, при населении в полтора миллиона, инфицированных около 10 000. Согласно заявлению Райала, в этой стране не налажена система помощи наркоманам и вич-инфицированным.

— Если человек получит своевременную помощь, это продлит его жизнь на 8-10 лет, — говорит Матти Райала, указывая, что в Эстонии больным порой сложно даже обратиться к специалистам. Полиция, например, патрулирует улицы вокруг больниц для наркозависимых – так, что они боятся и подойти к медучреждениям.

Учитывая катастрофическую ситуацию в Эстонии, солидную материальную подержку ей в последнее время оказывает ООН и ряд других международных организаций. Общее финансирование растет, но при этом сама Эстония уменьшила вклад в борьбу со СПИДом на собственной территории почти на полмиллиона евро.

Пугающее лидерство Эстонии по темпам распространения вич-инфекции заставило ЕС обратить внимание и еще на одну застарелую проблему этой страны: неравноправное положение русскоязычного населения. СПИД наступает на Европу с северо-востока, населенного преимущественно русскими. Безработица там достигает 40%, но при этом у молодежи нет возможности воспользоваться преимуществами приграничного с Россией региона. Чтобы устроиться на работу в общественном секторе, будь то полиция, погранохрана или таможня, требуется эстонское гражданство. «Синий» паспорт необходим и для представителей целого ряда профессий в частном секторе, даже таких не слишком престижных, как охранник. Но получить гражданство можно, лишь сдав языковый экзамен и пройдя проверку на «чистоту» анкеты. Власти Таллина признают, что учителей эстонского языка не хватает, эстонцев в регионе Нарвы-Силламяэ почти нет, поэтому местным жителям крайне трудно выучить государственный язык на приемлемом уровне. В результате сложилась парадоксальная ситуация: госслужащих в приграничные районы возят автобусами из центра Эстонии, как на вахту, в то время, как «аборигены» зарабатывают на жизнь сбором бутылок и металлолома на полях сражений Второй мировой войны. Даже выехать из своей резервации в другие страны ЕС обладатели паспортов «неграждан» не могут.

Эстонские власти предпочитают отворачиваться от проблем «оккупантов» и их потомков. Ответом стала бактериологическая атака изгоев на Европу, для которой не существует границ и барьеров.

Алексей СМИРНОВ

«Русский курьер»

№ 404 29.10.2004

"Русский курьер"

*