Рождение Дальней авиации (ДА) России связано с созданием русским авиаконструктором Сикорским первого в мире тяжелого 4-моторного самолета «Русский витязь», который совершил свой первый взлет в начале XX столетия — 23 июля 1913 г. В 1914 г. Сикорский создает более совершенный тяжелый 4-моторный самолет «Илья Муромец».

Самолет Ту-160 способен эффективно

поражать объекты агрессора в радиусе 8-11 тыс. км.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Ровно через год и пять месяцев — 23 декабря 1914 г. военный министр России вводит в действие «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» — первого в мире авиационного соединения тяжелых бомбардировщиков.

Это событие в истории развития Военно-воздушных сил России, ведущей свой отсчет от 12 августа 1912 г., явилось днем создания нового вида военной авиации — Дальней авиации. И эта дата — дата начала создания Дальней авиации — в Вооруженных силах России узаконена 23 декабря 1914 г. Она была впервые торжественно отмечена в честь 85-летия Дальней авиации 23 декабря 1999 г.

В октябре 1940 г. на базе авиационной армии резерва ВГК создается Дальнебомбардировочная авиация Главного командования (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК на западе и востоке территории СССР имела в своем боевом составе 1789 боевых самолетов, из которых на западе — 1088 самолетов. Только за первые четыре месяца войны ДБА совершила 12 764 боевых самолетовылета, то есть в среднем более 100 с/в в сутки.

По постановлению ГКО # 1392 от 5 марта 1942 г. на базе ДБА была создана Авиация дальнего действия (АДД) с непосредственным ее подчинением Ставке ВГК. Через два года, в апреле 1946 г., 18-я ВА достойно преобразуется в Дальнюю авиацию. Эта исторически сложившаяся оргструктура — Дальняя авиация — оставалась неизменной с 1946 по 1980 г., то есть в течение 34 лет, что способствовало успешному развитию качественно новых оперативно-стратегических свойств ДА, что, в свою очередь, способствовало укреплению национальной безопасности страны.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Основной формой оперативного применения ДА в Великой Отечественной войне были боевые действия. Они носили самостоятельный характер и осуществлялись частями и соединениями ДА путем нанесения авиационных ударов: одиночных, групповых (сосредоточенных) и массированных авиационных ударов (МАУ).

Особенно эффективными были массированные авиационные удары ДА. Их результаты оказывали непосредственное влияние на ход и исход операций фронтов, что являлось свидетельством важной роли ДА в вооруженной борьбе.

Убедительным подтверждением этому служат боевые действия ДА в операции 3-го Белорусского фронта по овладению Кенигсбергом — одним из крупнейших и сильно защищенных военно-промышленных районов фашистской Германии.

В апреле 1945 г. перед войсками 3-го Белорусского фронта стояла главная цель -разгромить кенигсбергскую группировку немецко-фашистских войск и овладеть городом-крепостью Кенигсберг.

Для обороны города-крепости противник привлек около 130 тыс. солдат и офицеров; до 4000 орудий и минометов; более 100 танков и штурмовых орудий; 170 боевых самолетов. Кенигсберг прикрывали 56 зенитных батарей. Вокруг Кенигсберга и внутри города гитлеровцы создали четыре оборонительные полосы. Внутренняя полоса включала в себя 15 мощных старинных («рыцарских») фортов, доты и дзоты с солидными гарнизонами.

Артиллерия, танки и минометы войск 3-го Белорусского фронта оказались неспособными пробить брешь в таких мощных оборонительных укреплениях. Ряд попыток сделать это оказались безуспешными.

В этих условиях решением начальника Генерального штаба (генерал Антонов) выполнение этой важнейшей задачи, успех которой по существу определял в целом успех операции 3-го Белорусского фронта по овладении городом-крепостью Кенигсберг, было возложено на Дальнюю авиацию путем нанесения днем мощного массированного авиационного удара по фортам Кенигсберга. Подобный МАУ (в светлое время суток) ДА наносила впервые за годы Великой Отечественной войны.

Начало МАУ было назначено на 13 ч. 10 мин. 7 апреля 1945 г. 514 дальних бомбардировщиков при обеспечении 118 штурмовиков Ил-2 и фронтовых бомбардировщиков Пе-2, 232 истребителей нанесли днем самый мощный за всю войну авиационный бомбовый удар по фортам и опорным пунктам Кенигсберга. Около часа в Кенигсберге не смолкал грохот разрывов крупнокалиберных бомб. Всего в таком мощнейшем дневном МАУ ДА участвовало 864 боевых самолета. По дотам и опорным пунктам Кенигсберга прицельно было применено 3743 авиабомб общим весом 550 т. Впервые за Великую Отечественную были применены новые фугасные авиабомбы ФАБ-5000.

В результате МАУ ДА, длившегося около часа, форты города-крепости Кенигсберг были разрушены. Войска 3-го Белорусского фронта, используя проходы, пробитые в обороне Кенигсберга огнем ДА, ворвались в город и овладели им. Все дальние бомбардировщики, участвующие в этом МАУ, без потерь вернулись на свои аэродромы.

Еще более мощный, но уже ночной МАУ, ДА нанесла в день начала Берлинской наступательной операции — 16 апреля 1945 г.

В ночном МАУ ДА приняли участие 750 дальних бомбардировщиков. Они перед самым рассветом, в час перехода войск 1-го Белорусского фронта к штурму Берлина, в течение 40 минут бомбами крупного калибра прицельно «разделали» основные опорные пункты второй полосы обороны противника и этим самым оказали непосредственную огневую поддержку нашим доблестным войскам, штурмовавшим логово фашистской Германии — Берлин. Через сутки, ночью 17 апреля, ДА уже 760 дальними бомбардировщиками выполнила еще более мощный повторный МАУ по опорным пунктам (укреплениям) второй полосы обороны Берлина.

Мощные массированные авиационные удары Дальней авиации по укрепрайонам обороны Берлина во многом определили успех войск 1-го Белорусского фронта по овладению столицей фашистской Германии — Берлином.

Всего в Великую Отечественную войну ДА произвела 219 788 боевых самолетовылетов. Уже только эти исторической важности события являются убедительным свидетельством непроходящей, важной роли Дальней авиации в вооруженной борьбе XX столетия.

АФГАНИСТАН

Важная роль ДА в эффективном огневом поражении вражеских объектов в глубоком тылу, за пределами зон досягаемости традиционных современных огневых средств (ФА, армейская авиация, артиллерия — ствольная и реактивная), в сложных горных условиях, в темное время суток, подтверждена и опытом войны в Афганистане (1979-1989 гг.). Следует подчеркнуть, что Дальняя авиация вела боевые действия в Афганистане ограниченным количеством авиаполков в сравнительно небольшой промежуток времени — 3,5 месяца. Вместе с этим авиачасти ДА выполняли такие важные задачи, как поражение крупных складов оружия и боеприпасов, расположенных далеко в горах, в защищенных естественных укрытиях; поражение войск в местах сосредоточения в горах и на марше по горным дорогам; дезорганизация боевого управления войсками. ДА совершили 1152 боевых вылета, что составляет 0,1% общего количества самолето-вылетов, выполненных соединениями ВВС СА в войне в Афганистане. Удары дальних бомбардировщиков наносились обычно с 10 000 м, вне зоны поражения ПЗРК «Стингер». Боевых потерь самолетов ДА в войне в Афганистане не было.

Приведенные данные — подтверждение неоспоримой необходимости укрепления ДА, ее подготовки к ведению боевых действий в войнах различного масштаба с применением обычного оружия.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В послевоенный период в развитии Дальней авиации четко определились ее новые оперативно-стратегические качества.

Это проявилось в том, что Дальняя авиация:

явилась родоначальником создания в СССР стратегических ядерных сил; стала основой для строительства качественно нового в военной истории России вида Вооруженных сил — Ракетных войск стратегического назначения;

явилась стратегическим средством сдерживания как ядерной, так и крупномасштабной обычной войн.

Важным событием в послевоенном развитии Дальней авиации является ее перевооружение на дальние и стратегические самолеты-ракетоносцы конструкции ОКБ Туполева: типа Ту-4, Ту-22, Ту-95 и Ту-160. Дальняя авиация становится ракетоносной авиацией, вооружается высокоточными крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ). Для подтверждения этих важных выводов обратимся к историческим фактам-доказательствам.

29 августа 1949 г. в СССР на полигоне Семипалатинск был проведен первый ядерный взрыв; мощность ядерного заряда — около 20 кт. После этого СССР стал второй (после США) ядерной державой мира, а впоследствии, как и США, ядерной сверхдержавой.

В сентябре 1954 г. на войсковых учениях в районе полигона Тоцкое с дальнего бомбардировщика Ту-4 впервые в СССР была применена ядерная бомба средней мощности. В 50-е годы на вооружение Дальней авиации поступает стратегический авиационный комплекс, состоящий из стратегического самолета Ту-95к и крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью и дальностью пуска до 600 км.

В 1958 г. в СССР создаются первые соединения баллистических ракет класса «земля-земля» с ядерными зарядами. Они вошли в состав 43-й и 50-й воздушных армий Дальней авиации, сформированных в 1946 г.

Таким образом, в 1958 г. Дальняя авиация сосредоточила в себе все компоненты стратегического ядерного оружия: и ядерные бомбы, и КРВБ, и баллистические ракеты класса «земля-земля».

Следовательно, Дальняя авиация объективно становится и родоначальником в создании в СССР стратегических ядерных сил (СЯС), и основой для формирования нового вида Вооруженных сил Советского Союза — РВСН, — пятого вида ВС страны и, кстати говоря, не имеющего себе аналога как вида Вооруженных сил ни в одной стране мира, в том числе и в ядерных державах современного неспокойного мирового сообщества.

В создании РВСН ВС СССР Дальняя авиация приняла самое непосредственное участие. И это не должно быть выброшено из исторической памяти или затушевано в ней до неузнаваемости.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31.12.1959 г., принятым в развитие постановления Политбюро КПСС и во исполнение приказа МО СССР, изданного для реализации постановления Совмина, соединения баллистических ракет, входящие в состав воздушных армий Дальней авиации, в 1959 г. передаются в состав РВСН — нового вида ВС СССР.

Во исполнение директивы Главного штаба ВВС от 22 января 1960 г. в состав РВСН из ВВС были переданы 17 инженерных полков, переформированных из авиационных полков ДА; управления 43-й и 50-й ВА с фондами и три управления авиадивизий.

Командующие воздушными армиями генерал-полковник авиации Тупиков и генерал-полковник авиации Добыш были переназначены в РВСН. Кроме того, в состав РВСН для создаваемого Главкомата РВСН было передано из состава ДА большое число генералов и офицеров. Генералы и офицеры ВВС были привлечены к подготовке профессионалов-ракетчиков и в военную академию им. Можайского (Ленинград).

Все это свидетельство истории о том, что высокопоставленные генералы и офицеры советских Военно-воздушных сил в лице Дальней авиации весьма успешно выполнили государственной важности задачу — непосредственное участие в создании и руководстве РВСН. И это является неоспоримым фактом вопреки утверждению ряда бывших высокопоставленных военачальников РВСН, что для руководства соединениями РВСН представителям ВВС (даже имеющим за плечами не одну военную академию, в том числе и ВАГШ) вначале необходимо получить не менее чем 3-годичное образование в военной академии Петра Великого.

Таким образом, исторически является фактом то, что через 5 лет после первого ядерного взрыва в СССР Дальняя авиация становится: в 1954 г. первой и единственной по тому времени составляющей СЯС, а в 1958 г. родоначальником РВСН — второй составляющей СЯС.

Дальней авиации принадлежит важная роль в совершенствовании ядерного оружия. Ярким примером этому явилось испытание водородной бомбы, официально объявленной мощностью в 50 Мгт на ядерном полигоне Новая Земля экипажем стратегического бомбардировщика Ту-95М 10 октября 1961 г. (командир воздушного корабля подполковник Дурновцев, штурман воздушного корабля майор Клещ — за мужество и героизм им было присвоено звание Героя Советского Союза).

Этими испытаниями Дальняя авиация доказала свою способность применять стратегическое ядерное оружие любой мощности для достижения политических целей государства и решения целей войны в целом.

Известно, что в истории взаимоотношений между США и СССР был такой критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием в высокой боевой готовности МБР и выполнением боевого патрулирования АРПЛ, но и за счет боевого дежурства в назначенных зонах (полетами по назначенным маршрутам) определенного числа стратегических самолетов США и стратегических самолетов Дальней авиации СССР с оружием на борту. Это было политическим решением глав обоих государств. В СССР оно было реализовано Министерством обороны в конкретную задачу для Дальней авиации — средству Верховного главного командования. В соответствии с этим решением стратегические самолеты ДА в ответ на боевое патрулирование самолетов стратегической авиации США вдоль северных границ СССР начали боевое патрулирование в четырех зонах над нейтральными водами Арктики. Боевое патрулирование стратегических самолетов Дальней авиации продолжалось в течение двух лет и двух месяцев (с января 1985 г. по апрель 1987 г.). Всего на боевое патрулирование было выполнено 170 самолетовылетов стратегических самолетов и 102 самолетовылета самолетов-заправщиков с общим налетом 1979 часов.

Все изложенное — убедительное свидетельство того, что в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, главными целями которой согласно Военной доктрине РФ является «…предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации», требуется не только сохранять, но и укреплять и развивать авиационную составляющую СЯС — Дальнюю авиацию.

И это очевидно и обусловлено историческим опытом вооруженной борьбы и развитием средств вооруженной борьбы во второй половине XX столетия.

НЕОПРАВДАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Вместе с этим весьма негативное влияние на боевую мощь Дальней авиации оказывали в прошлом и оказывают в настоящем неоправданные изменения оргструктуры ДА. Это не только снижает уровень воздушной выучки экипажей стратегических самолетов, но и приводит к безвозвратным потерям опытного руководящего состава, особенно летных кадров, неустойчивости выполнения НИОКР и т.п. За 17 лет — с 1980 по 1997 г. — оргструктура ДА изменилась трижды!

В январе 1980 г., несмотря на очевидную возрастающую роль ДА в обеспечении военной безопасности страны, в соответствии с приказом МО СССР ликвидируется командование ДА — орган оперативно-стратегического звена управления в ВС, которое в течение 34 лет (1946-1980 гг.) совершенствовалось и стало надежным органом управления АСЯС. Вместо командования ДА формируется управление 37-й ВА ВГК (СН) — оперативный орган управления АСЯС. Эта структура сохранялась 8 лет, до середины 1988 г. Потребовалось 8 лет доказательств, обоснований с учетом богатого опыта войн, практики и теории строительства ДА, чтобы вначале политическое, а затем и военное руководство страны восстановило — уже растерянное по всем направлениям — командование Дальней авиации в 1988 г. В 1997 г. наступил очередной этап ломки оргструктуры Дальней авиации: в соответствие директиве Генерального штаба ВС России командование ДА упраздняется и вместо него опять, но уже через 17 лет, формируется командование 37-й ВА ВГК (СН).

Все это свидетельство не созидания и укрепления Дальней авиации — средства ВГК, а свидетельство ее ослабления вопреки доказанной историей важной роли Дальней авиации в вооруженной борьбе, в создании СЯС страны, обеспечении военной безопасности России в новых геополитических условиях.

Возвращение оргструктуры Дальней авиации к проверенному опытом десятилетий ее развития командованию Дальней авиации — историческая обусловленность.

СТАВКА НА ДАЛЬНЮЮ АВИАЦИЮ

Высокоточное оружие всех классов («воздух-воздух», «поверхность-воздух», «поверхность-поверхность», «воздух-поверхность») во второй половине XX столетия стало неотъемлемым и самым эффективным средством вооруженной борьбы в трех физических сферах: воздух, суша и море.

Об этом убедительно свидетельствует опыт войн во Вьетнаме (1969-1977 гг.), на Ближнем Востоке (1973 г.), операция «Буря в пустыне» (1991 г.), операция «Лиса в пустыне» (1998 г.), агрессия США и НАТО против Югославии — операция «Решительная сила» (1999 г.).

В последних трех операциях стремительно возрастающую роль в вооруженной борьбе продемонстрировали высокоточные крылатые ракеты, морского и воздушного базирования (КРМБ, КРВБ) большой дальности в обычном снаряжении. Глубокое осознание возрастающей роли высокоточного оружия (ВТО) в вооруженной борьбе четко выражено в послании министра обороны США Коуэна президенту и Конгрессу США в 2000 г.

В нем сказано: «Десятилетние обещания поставок высокоточного оружия воплощаются в жизнь. ВВС в настоящее время могут точно поражать цель, которая будет обнаружена в любой точке координат».

И далее министр обороны США в послании президенту и Сенату США заверяет их, что «Применение высокоточного оружия… обеспечит… способность наносить удары по сильно защищенным целям на начальной стадии ведения боевых действий». Для этого, по мнению МО США, из общего числа стратегических самолетов США (208) необходимо иметь в постоянной готовности к немедленному применению 96 стратегических самолетов (52 В-1В и 44 В-52).

Такое количество стратегических самолетов способно применить порядка 844 КРВБ и поразить ими до 300 военных объектов (целей), расходуя на каждый объект две высокоточные КРВБ с обычным зарядом.

Таким образом, военное ведомство США уделяет самое пристальное внимание развитию и совершенствованию авиационной компоненты сил стратегического сдерживания.

В ВМС США, по имеющимся данным, в 2003 г. планировалось иметь 198 кораблей — носителей высокоточных КРМБ (типа «Томагавк»), из них 107 подводных лодок. Общее количество КРМБ на этих кораблях может составить около 4000 КР. Расчеты показывают, что ВМС и ВВС США при военной необходимости способны применить в короткий промежуток времени несколько тысяч высокоточных КРМБ и КРВБ (около 4000-4200) в обычном снаряжении и эффективно поразить по 1200-1500 военных объектов противоборствующей стороны.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» определено, что «Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США».

Эта тенденция с продвижением НАТО на восток обусловливает необходимость усиления мер по обеспечению надежной военной безопасности Российской Федерации. Одной из таких первостепенных мер является укрепление и развитие Дальней авиации — средства ставки ВГК.

В современных условиях, учитывая геополитическое положение России, состояние ее экономики и возможности страны по финансированию российских Вооруженных сил, приоритетными направлениями развития Дальней авиации целесообразно считать: поддержание потенциала Дальней авиации на уровне, обеспечивающем решение всего объема задач стратегического сдерживания со стороны России; глубокую модернизацию существующих боевых авиационных комплексов, в первую очередь стратегических самолетов — носителей высокоточных КРВБ большой дальности, и разработку перспективных авиационных комплексов; приведение ДА к такому повседневному состоянию боеготовности, которое бы позволило в установленные сроки иметь к немедленному применению состав сил (средств) ДА, обеспечивающий эффективное выполнение установленного объема боевых задач.

Учитывая современное состояние военно-политической обстановки в мире, экономические возможности России по военному строительству, важнейшим направлением развития Дальней авиации целесообразно считать модернизацию прежде всего авиационных комплексов (АК) стратегического назначения путем принятия на их вооружение КРВБ средней и большой дальности (2-5 тыс. км) в обычном снаряжении.

На учении «Запад-99» Дальняя авиация продемонстрировала всему миру способность выполнять полеты в различных условиях погоды на межконтинентальную дальность, обходя условные по учению зоны ПВО над морями и океанами.

С принятием на вооружение Дальней авиации высокоточных КРВБ средней и большой дальности в обоснованно необходимом количестве Дальняя авиация приобретет в XXI веке новое качество, которое усилит ее роль в обеспечении военной безопасности России в мирное время, а при необходимости — и в вооруженной защите страны путем выполнения установленного объема боевых задач с применением высокоточных КРВБ в сочетании с применением современных неуправляемых авиационных средств поражения (АСП).

С завершением перевооружения на высокоточные КРВБ Дальней авиации будет присуще уникальное оперативно-стратегическое свойство, а именно: быть реальным стратегическим средством ядерного сдерживания и быть реальным стратегическим средством неядерного сдерживания агрессора, пытающегося развязать агрессию против России и ее союзников с применением обычного оружия.

Подтверждением этому служат следующие результаты расчетов. Стратегические реактивные самолеты Ту-160 имеют практическую дальность полета с нормальной боевой нагрузкой более 12 500 км. С учетом дальности полета состоящих на вооружении и ближайшей перспективы высокоточных КРВБ авиачасти ДА (самолеты Ту-160) способны эффективно поражать объекты агрессора в радиусе 8000-11 000 км (от аэродромов взлета). Этот пример — свидетельство того, что современная Дальняя авиация — реальное, самое высокоманевренное, мощное средство неядерного стратегического сдерживания.

Важную роль в достижении этого оперативно-стратегического свойства Дальней авиации сыграет восстановление командования Дальней авиации.

В современной обычной войне Дальняя авиация, применяя высокоточные КРВБ средней и большой дальности, способна решать комплекс важнейших оперативных и оперативно-стратегических задач, в том числе: поражение кораблей — носителей КРМБ в океане (море); поражение многоцелевых авианосных группировок на переходах через океан (море) и в районах боевого маневрирования; поражение основных авиационных группировок на аэродромах (авиабазах) в удаленных военно-географических районах; поражение важных энергетических и военно-промышленных объектов, а также оперативных и стратегических резервов, узлов коммуникаций, военно-морских баз и пунктов базирования сил флота, основных пунктов (центров) высшего военного и государственного управления и др.

Вполне очевидно, что вопрос о том, быть или не быть в руках Верховного главного командования реальному средству, способному обеспечивать военную безопасность России, действуя в воздушной сфере на межконтинентальных дальностях, в полной мере зависит от правильного понимания важной, многогранной роли Дальней авиации в вооруженной борьбе в интересах надежного обеспечения военной безопасности России.

Валентин Рог, Петр Дейнекин

Об авторе: Валентин Григорьевич Рог — заслуженный деятель науки и техники России, академик РАЕН и АВН, доктор военных наук, профессор, генерал-майор авиации.

Петр Степанович Дейнекин — доктор военных наук, профессор, Герой России, генерал армии, 1985-1988 гг. — командующий ВА ВГК (СН), 1988-1990 гг. — командующий Дальней авиацией.

Независимое военное обозрение

Независимая Газета

***