Переходящее знамя борьбы с президентскими инициативами вслед за руководителем Татарстана Минтимером Шаймиевым и парламентами Чувашии и Ярославской области подхватил глава Башкирии Муртаза Рахимов.

Вчера спикер Госсобрания (Курултая) Башкирии Константин Толкачев заявил, что «роспуск регионального парламента в случае отклонения предложенной кандидатуры главы региона выходит за рамки конституционного поля и в регионе, и в рамках всей системы законодательной власти». Принимая во внимание политические реалии республики Башкирия, сложно предположить, что столь важное и резкое заявление могло быть сделано без «санкции» президента Рахимова.

Константин Толкачев, кстати, не только заявил о неконституционности президентских инициатив, но и, по сути, пригрозил федеральному Центру волнениями, заявив о возможности «политической нестабильности в регионе».

Надо заметить, еще 7 октября в поздравительной телеграмме на имя президента Путина Муртаза Рахимов писал: «Мы твердо и безоговорочно поддерживаем принятые Вами меры по обеспечению безопасности нашего государства и его граждан, повышению управляемости на всех уровнях власти». Более того, в одном из заявлений пресс-службой президента Башкирии он назывался «одним из инициаторов административной реформы».

Как утверждает пресс-секретарь башкирского президента Ростислав Мурзагулов, несколько месяцев назад в аппарат президента России была передана аналитическая записка Рахимова. «Президент республики, – говорит Мурзагулов, – еще тогда считал, что выборы в регионах не могут назваться демократическими, если результат зависит от денег». Правда, как заявил «НГ» Мурзагулов, «это был закрытый документ». «Я его не видел, – сказал он, – но знаю доподлинно, что он был, потому что мне об этом говорил президент».

Вчера спикер Курултая пояснил основные требования башкирских властей к законопроекту о назначении глав регионов: «Региональное законодательное собрание избирает, а затем именно оно предлагает на утверждение президенту РФ кандидатуру главы субъекта Федерации». Понятно, что для Башкирии таким кандидатом может быть только один человек, и, как говорится, «вы его знаете». Иного быть не может. «Зная наш электорат, – заявил Толкачев, – вряд ли можно предположить, что вновь избранный парламент будет обязательно лоялен отклоненной прежним составом кандидатуре. В этом случае возможен перманентный кризис». Кстати, по словам спикера, позиция Курултая получила «поддержку на уровне субъектов Федерации».

«Неудивительно, что Рахимов промолчал, а высказался спикер Госсовета, – заявил «НГ» руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Рахимов – наиболее закрытый президент наших национальных республик. Если президенты Чувашии и Татарстана ведут открытую политику, то Рахимов, у которого была сложная, скажем так, история с избранием на третий срок, ведет себя аккуратнее. Но мне кажется, что он встанет в один ряд с главами тех республик, которые категорически против того, чтобы представительные органы власти распускались президентом. И если с губернаторами обычных субъектов Кремлю договориться проще, то у республик есть своя собственная национальная гордость. Республики гордятся тем, что у них есть свои парламенты, которые принимают Конституцию, свой президент и т.д. Конечно, и в других регионах не все так восхитительно, как нам пытаются доказать, но тихий саботаж, очевидно, начнется с национальных республик. В итоге Кремль планку своих амбиций снизит. Откат обязательно произойдет».

«Рахимов не поддержал Шаймиева сразу лишь потому, – полагает директор Института народов России Ким Цаголов, – что между двумя президентами есть, скажем так, серьезная шероховатость. А так протест очевиден, потому что в принципе это возврат к советской модели, когда приезжал секретарь райкома в колхоз и говорил: «Я вам привез председателя колхоза». И все дружно голосовали. Конечно, такое не везде принимается на ура. Так что никакой вертикали власти за три года не получится. Потому что будет тихое, молчаливое сопротивление. Со временем, в зависимости от общей ситуации в стране, все это может взорваться. Тем более в национальных республиках. У нас же, как ликвидировали Миннац, ими никто не занимался. А во всех этих субъектах обязательно есть оппонирующие официальной власти силы, которые могут воспользоваться ситуацией. В зависимости от ситуации будет нарастать критическая масса в регионах».

Как заявил «НГ» пресс-секретарь президента Башкирии Ростислав Мурзагулов, «будут еще встречи нашего президента с Владимиром Путиным и там эта тема будет подниматься». Надо полагать, что главной темой на этих встречах будет все-таки не то, должен или нет распускать парламент президент РФ. «Последние выборы Муртаза Рахимов уже проигрывал и даже приезжал в Москву, – сообщил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, – чтобы получить должность представителя России в Исламской конференции. Но потом выяснилось, что ему все-таки дали «добро». Хотя, говорят, и пожурили – мол, так себя не ведут».

Видимо, на этот раз «добро» не получено. А если башкирский парламент станет нераспускаемым, но при этом сможет даже не избирать, а хотя бы отклонять предложенные Москвой кандидатуры, совершенно ясно, что последнее слово о том, кому занять Уфимский кремль, останется за большинством в Курултае. То есть за Рахимовым.

Андрей Рискин, Сергей Мигалин

Независимая Газета

# 236 (3349) 29 октября 2004 г.

Независимая Газета

*