Вирус страха. Россия мобилизует "коечные резервы" для борьбы с пандемией гриппа ("ВН")
Привычный пафос предшествующих сезонным вспышкам гриппа агиток вирусологов о чесноке, грипполе и ремантадине в этом году оказался нарушен зловещими предупреждениями Всемирной организации здравоохранения об «интерпандемической ситуации». Другими словами, ВОЗ официально объявила о том, что мир на грани пандемии гриппа. И хотя существенных доказательств неизбежности общепланетарной вспышки этой болезни эксперты из Женевы не представили, они все же разослали во все страны примерный план действий на случай предстоящей пандемии.
Получили такую разнарядку и в России. Как рассказала вчера заместитель начальника управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Галина Лазикова, ведомство Геннадия Онищенко уже спустило адаптированный для России план противостояния пандемии в регионы. На местах должны, по ее словам, «предусмотреть коечные резервы» и наличие медикаментов.
При этом в реальности руководители службы едва ли будут добиваться от подчиненных на местах чего-то помимо усиления бдительности. Поскольку, как рассказала г-жа Лазикова, пока никто, в том числе и сама ВОЗ, не берется назвать точный год, когда новая «испанка» или же «таиландка» начнет косить ряды прогрессивного человечества. Хотя в том, что эксперты ВОЗ не ошибаются, она уверена. «Никто не знает, когда это произойдет, но в самой по себе пандемии ничего сверхъестественного нет, — объяснила г-жа Лазикова. — В прошедшее столетие вирус гриппа поменялся трижды: в 1917, в 1957 и в 1968 годах. Почему этого не может произойти в начале нынешнего столетия? Вероятность очень высока».
При этом начальник управления эпидемиологического надзора отвергла предположение о том, что медики преувеличивают опасность из корыстных побуждений: «Это никому не выгодно, в том числе и производителям вакцин, ведь вакцины от нового вируса не существует в природе». А не существует ее по той простой причине, что никто не знает, какой именно вирус может стать источником пандемии. «Хотя большая вероятность того, что это будет штамм H5N1, более известный как птичий грипп», — полагает г-жа Лазикова. По словам директора Института вирусологии им. Д.И. Ивановского академика РАМН Дмитрия Львова, пока смертельный для людей птичий грипп (из 17 заболевших им 12 умерли) от человека к человеку не передается. Однако в организме свиней, которые сейчас служат приемником и передатчиком инфекции, вирус может изменить свои свойства и приобрести такую способность в любой момент. «По прогнозам американских аналитиков, за первые полгода пандемии заболеет 700 тыс. человек, из них 300 тыс. могут погибнуть», — сказал он. Г-н Львов рассказал, что в Институте вирусологии уже создан коллектив из восьми лабораторий, который разрабатывает первые отечественные тест-системы для определения птичьего вируса.
А пока медицинские чиновники готовятся к пандемии и пытаются донести всю серьезность ситуации до беззаботного населения, которое и от привычного-то вируса прививается неохотно, начинается обычный гриппозный сезон. Правда, как рассказала Галина Лазикова, вируса гриппа в этом году еще не выявлено ни в одном регионе. Хотя с наступлением холодов начинает расти показатель заболеваемости аденовирусными инфекциями, в первую очередь среди дошкольников. Больше всего зачихавших и закашлявших детей в Архангельской, Астраханской, Екатеринбургской, Челябинской, Южно-Сахалинской областях и Красноярском крае.
Ирина БЕЛАШЕВА
«Время новостей»
№ 199 29.10.2004
*