Выставка «Авто+Автомеханика» открывшаяся вчера в Ленэкспо продемонстрировала посетителям максимальное количество новинок когда — либо представленных за последние годы. При этом показали не виртуальные концепт-кары, а автомобили продажи, которых начнутся уже в этом году.

На автомобильную выставку лучше приходить с утра. Павильоны еще почти пусты, а обязательные «модельно-автомобильные» девушки не стоят улыбчиво-бездушными манекенами около машин, а занимаются полезными делами — протирают стекла и фары, сдувают пылинки и наводят лоск. И еще не затоптаны ковры, и буклеты лежат аккуратными стопками…

И даже автомобили — выставочные экспонаты, ради которых затеяна вся эта суета, — как будто подтянулись, желая понравиться всем смотрящим.

В России мало машин

Россия отстает по всем параметрам, и всевозможные международные организации, кажется, поставили целью доказать это. Мало того, что в общемировом рейтинге свободы прессы за 2004 год наша страна заняла далеко не самое почетное 140-е место.

Еще и специалисты ООН посчитали, что в России на каждые 20 человек приходится всего три автомобиля. Что, безусловно, мало, особенно если учитывать искреннюю любовь населения к четырехколесным средствам передвижения. Эту любовь население активно демонстрировало буквально с самых первых минут открытия выставки — ни один из выставленных автомобилей не остался без внимания. Кстати, по манере поведения посетителей российские выставки, кажется, начинают приближаться к западному образцу.

Автомобили и посетители уже не отделены друг от друга бархатными ленточками, золочеными столбиками и прочими непреодолимыми преградами — они доступны и открыты (в буквальном смысле).

Сесть в авто, покрутить «баранку», понажимать на педали и кнопки, собственноручно открыть и закрыть багажник, проверить работу стеклоподъемника и мощность аудиосистемы мог абсолютно любой. Чем, собственно, и занимались.

Газ и тормоз

Кстати, вот феномен, который все-таки отличает выставки западного образца от российских аналогов. На западных автосалонах наибольшей популярностью пользуются концепт-кары, эксклюзивные авто и дорогие автомобили. Что, согласитесь, весьма разумно — если этот шедевр автомобилестроения ты видишь первый и, возможно, последний раз в жизни, то, как можно отказаться от шанса уютно устроиться за рулем и, уверенно поставив ногу на акселератор, хотя бы на пару минут почувствовать себя счастливым обладателем этого чуда механики?

Наш народ не таков. Чудесный Phaeton-Long цвета шоколада посетители в основном благоговением и восхищением обходили стороной, так же как длинный 12 метровый Hummer. Зато в маленьких Peugeot и Citroen успела посидеть, кажется, вся женская часть аудитории. Мужская в это время была занята более серьезными делами — пробовала (так и хочется сказать «на зуб», но мягкость и комфортность сидений проверяли преимущественно другими местами) выстроенные по росту Mitsubishi и припаркованное по соседству семейство Subaru. Кесарю, как говорится, кесарево. Справедливость этого утверждения доказывали толпившиеся на стендах ВАЗа и Chevrolet желающие пощупать новинки российского и российско-американского автопрома.

«Ниве» — сноуборд, «Виве» — мигалка

Презентация нового детища совместного предприятия GM-AVTOVAZ стала, пожалуй, главным событием первого дня выставки. Ранее возможностью лицезреть автомобиль «Шевроле-Вива» была разве что у тольяттинских журналистов, приглашенных на торжественный запуск производства «Вива» в Тольятти.

В окружении иномарок «Вива» смотрелась скромно, но место для нее нашли удачное — сразу возле входа, так что взоры входящих сразу упирались в два седана — серебристый и темно-синий.

С «Шевроле-Нивой» «Виву» роднит решетка радиатора и характерный «разрез» фар. Впрочем, большинство гостей рассматривали вначале цену. Производители ожидают, что цена «Вивы» (от 11 400$ в базовой комплектации до 14 790 $ в улучшенной) позволит автомобилю конкурировать как с подержанными иномарками, так и с новыми автомобилями иностранного производства в ценовой категории до 15 000 $.

С более дорогими автомобилями «Вива» конкурировать не будет. «Если у вас есть деньги, чтобы купить Кадиллак — вы можете купить себе пять наших автомобилей и менять их каждый будний день. Если у вас есть деньги на дорогую Тойоту, то вы можете купить семь автомобилей «Вива», и тогда на каждый день недели у вас будет отдельный автомобиль» — пошутил на пресс-конференции Джон Милонас, генеральный директор СП «Джи Эм-АВТОВАЗ».

Однако заметно, что производителям подспудно хочется двинуть «Виву» в более дорогой и престижный сегмент. На выставочный экземпляр «Вивы» прикрепили синий проблесковый маячок. Наверное, зря. Мигалка «Виве» не идет. Сноуборд, закрепленный на багажнике «Нивы» смотрелся гораздо более естественно и гармонично.

Горячие парни

На ВАЗовском стенде тоже был полный аншлаг. Посетители рассматривали, в основном, «диковинных зверей», которых на улице пока не встретишь. «Лада-Силуэт» — разработка пока только концептуальная — по соседству с привычными «Ладами» смотрелась довольно выигрышно. Правда, внешний ее облик служит однозначным подтверждением того, что внешний дизайн автомобилей все более унифицируется, и авто-одноклассники выглядят все более похожими друг на друга.

Так и в «Силуэте» — что-то от Опеля, что-то от Форда, этакое усредненное представление о «симпатичной иномарке» без выраженных фирменных признаков. То же самое можно с полной справедливостью сказать о Lada Priora. В стиле АвтоВАЗа сделаны Lada Kalina и Lada 112 Coupe.

«Калина» — довольно типичный женский автомобильчик. Изящный, обтекаемый, довольно элегантный. Цены на него еще не объявлены, но по предварительным данным стоимость машины будет колебаться в пределах $7000-7500. Но возникает подозрение, что целевая аудитория, сравнив комфорт «Калины» с «одноклассниками» иностранного производства, предпочтет добавить недостающую сумму и приобрести иномарку. Это же касается и Lada 112 Coupe. На официальном сайте ВАЗа его назвали «автомобилем для горячих парней», но в первый день выставки вся «горячая» целевая аудитория рассматривала, в основном, Subaru.

Из Lexus сделали гибрид

В 4-м павильоне соседствовали Toyota и Lexus. Стенд Лексуса побил, наверное, все рекорды по сборам посетителей во время презентации нового так называемого «гибридного автомобиля» Lexus RX 400h. Почему гибридный? Потому что автомобиль оснащен гибридной силовой установкой, в которой сочетаются два электромотора и бензиновый двигатель. Что на выходе дает разгон до сотни за 8 секунд и максимальную скорость в 200 км/час. Вопрос, наверное, остается только в полигоне для применения всех этих достоинств. После своего недавнего визита в Японию губернатор говорила о том, что в скором времени город получит крупных японских инвесторов. Может быть, вместо строительства заводов по сборке автомобилей японским автопроизводителям логично было бы вложить в строительство КАД? Того гляди, стимулировали бы сбыт лучше всякой рекламы. А то какой смысл в таком автомобиле, если на нем и покататься-то негде?

Юлия Костыгова, dp.ru, 28 Октября 2004 года.

Деловой Петербург

Деловой Петербург

***