Нефтяное пятно, пролитое в Волгу под Ульяновском, приближается к Тольятти ("ТО")
Нефтяное пятно, пролитое в Волгу под Ульяновском, приближается к Тольятти. Но природоохранные структуры и ответственные чиновники не выказывают ни малейшего беспокойства по этому поводу. Между тем в городе отсутствуют какие-либо технические средства, чтобы собрать вредные для окружающей среды вещества.
Вдевать часов утра 21 октября дежурный Ульяновского речного порта заметил па поверхности воды маслянистую пленку больших размеров, которая двигалась в сторону города. И сообщил об этом в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов.
Отделались легким испугом
Сразу же была создана комиссия для расследования, которая определила размеры нефтяного пятна: длина три километра, ширина 300 метров. В тот же день были взяты пробы воды на анализ, который показал превышение норм содержания химических веществ в десять раз. Прокуратура Ульяновска занялась установлением виновных лиц. Ориентировочно в ночь с двадцатого на двадцать первое октября проходили три речных судна. Одно из них в районе села Криуши, что находится ниже Ульяновска по течению, избавилось от переработанного горючего. А так как ветер был южный, то всю нефть стало относить в сторону города.
Мы дозвонились до начальника Ульяновской метеослужбы Ольги Кутевой. Она сообщила, что 22-го и 25 октября метеорологи взяли пять проб воды в разных местах на содержание нефтепродуктов. Результаты анализов показали превышение норм всего в два-три раза. По предположению Кутевой, пятно раздробилось на части и сильным ветром его относит вниз по течению в сторону Тольятти.
Для ульяновского водозабора нефтяное пятно перестало представлять реальную угрозу. Поэтому местные власти никаких мер по очистке Волги от нефти предпринимать не стали. У них все чисто, а дальше уже не их проблема. И прокуратура решила не возбуждать уголовное дело. А это значит, что виновные просто могут уйти от наказания.
В Тольятти все спокойно
В понедельник начальник Тольяттинской гидрометобсерватории Николай Тишкин сообщил, что нефтяное пятно движется в сторону Тольятти. Наблюдение за ним ведется. На этом все. Спокойствие ответственного лица нас насторожило. На экранах телевизоров то и дело показывают кадры пролитых в моря и реки нефтепродуктов, и всякий раз экологи воспринимают это ЧП как бедствие.
А совсем недавний пример — загрязнение речки Падовки в Самарской области. В результате незаконной врезки в нефтепровод в речку вылилось несколько тонн продукта. И хотя разлив нефти удалось остановить, порядка трех километров прибрежной полосы стали зоной экологической катастрофы. Устранить последствия разлива, по предварительным прогнозам специалистов, удастся в лучшем случае через пять лет.
Пятно в Волге по сравнению с Падовкой мизер. Но ведь оно может попасть в водозабор Автозаводского района. Разве не ЧП?
Мы взялись выяснять, какие меры предпринимают городские власти и природоохранные ведомства, чтобы не допустить этого. В комитете экологии и природных ресурсов мэрии, куда мы обратились в первую очередь, отказались дать какие-либо комментарии. О пятне знают, но этим делом они не занимаются.
Следующий звонок был в Институт экологии Волжского бассейна.
Предварительная информация о разлившейся нефти и прогнозы тольяттинским экологам стали известны еще в пятницу. Но доктора наук, заведующего лабораторией Игоря Иванова, который является ведущим специалистом в этой области, почему-то в известность не поставили Хотя когда случилось ЧП на Падовке, его вызвали сразу.
Игорь Анатольевич сказал, что никаких сведений и официальных подтверждений к нему не поступало. Комментарии он дать может только при наличии результатов анализов проб.
Нет пятна, есть маслянистые обрывки.
Пришлось снова обращаться к Николаю Тишкину. Начальник Тольяттинской гидрометобсерватории подтвердил, что анализы проб воды показали наличие дизельного топлива — солярки. Видимо, крупный танкер или сухогруз слил в водохранилище скапливающуюся в машинном отделении воду, смешанную с соляркой. По закону это запрещено делать. Для удаления воды на каждом судне имеются насосы.
Как заметил Николай Егорович, периодически это многими проходящими теплоходами делается, просто об этом никто не говорит. И поэтому концентрация нефтепродуктов, превышающая ПДК в 2-2,5 раза, для волжских вод уже давно стала нормой. Сейчас пятна как такового уже нет, не доходя до Тольятти ста километров его разбило на островки. Часть маслянистых обрывков уже, возможно, прибило к берегам выше города, а часть раскидало по огромной территории волжской акватории.
Само не растворится
Тольяттинский метеоролог не видит в случившемся большой опасности, с такими случаями приходится сталкиваться постоянно, но широкой огласке они не предаются. Докладывают в природоохранные инспекции, но ситуация не меняется к лучшему. А нефтяные пятна, как бы этого ни хотелось, сами собой не растворяются. И вполне возможно, что ульяновское пятно прибьет к городским пляжам. Или в заводь.
Что делать?
Начальник отдела круглосуточного контроля загрязняющих веществ Главного управления природных ресурсов Мария Соколова не выказывала особой озабоченности.
— Если срочно нужно будет принять меры по сбору остатков нефтепродуктов, на этот случай у Тольяттинского речного порта имеются боны для отлова вблизи береговой зоны, — заявила она корреспонденту.
Главный инженер речного порта Владимир Федотов уточнил, что у них специализированного судна для отлова нефти нет и вообще, они никогда этим не занимались. В экстренных случаях прибегают к услугам самарской организации «Волгатанкер». На сей раз возможно, и не понадобится просить их о помощи.
Хорошо бы, если так. Но объем выброса до сих пор не установлен, и уповать на то, что все само собой рассосется, не приходится.
Самый настораживающий момент во всей этой истории с пятном: в Тольятти нет даже нефтесборщиков. Между тем по Волге в районе Тольятти ходит немало нефтеналивных судов. В случае ЧП город может быть застигнут врасплох. Даже в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заявили, что меры по локализации остатков нефтепродуктов предпринимать будет трудно из-за отсутствия средств и техники.
И об этом надо бы задуматься.
Ольга Гильманова,
ИА «APuA»
«Тольяттинское обозрение», №203 (1108)
*