Дойче Банк готовит экспансию в Россию
Германский Дойче Банк намерен стать одним из крупнейших игроков на российском рынке финансовых услуг гражданам. Как удалось выяснить «Известиям», сейчас банк активно создает систему частного банкинга, а с начала следующего года он откроет четыре открытых паевых фонда и компанию, оказывающую инвестиционные услуги. А для экспансии на рынок розничных банковских услуг Дойче Банк может купить один из крупнейших российских банков.
Исторически Дойче Банк — самый старый банк, работающий в России. Его операции начались еще в 1881 году и продолжались (с перерывами) при самых разных политических режимах. В последний раз он обзавелся генеральной лицензией в «роковом» 1998 году. Но в результате кризиса банк столько потерял в России, что планы экспансии оказались надолго заморожены.
Сейчас сервисом Дойче Банка могут воспользоваться только очень богатые российские граждане. Местное отделение «частного банкинга» (private banking) обслуживает потенциальных клиентов, готовых отдать в управление от 300 до 500 тыс. долларов США. По оценкам руководителя глобального департамента Дойче Банка по обслуживанию крупного частного капитала доктора Ханса-Юргена Коха, здесь надеются увидеть в своем московском офисе «несколько сотен состоятельных российских граждан».
Но уже в новом году Дойче Банк обещает вывести на рынок несколько паевых инвестиционных фондов, паи которых смогут купить и обычные граждане. Предполагается, что ПИФов будет четыре (фонды облигаций, акций, сбалансированные и валютные фонды), но это количество еще может быть пересмотрено. Приобретенная Дойче Банком в этом году инвестиционная компания (Объединенная финансовая группа) сосредоточится на оказании инвестиционных услуг, но ПИФами управлять не будет.
После того как будет реализован ПИФовый проект Дойче Банка, на его российской карте останется только одно «белое пятно» — операции с банковскими вкладами российских граждан. Право на ведение таких операций имеется, но оно еще не было использовано. По сведениям «Известий», руководители банка намерены ликвидировать этот пробел в ближайшее время. Сейчас проводится оценка рынка и решается главный вопрос — каким образом входить на российский рынок банковской розницы. Существуют два варианта — развитие собственной сети или покупка российского банка. С выбором в центральном офисе пока не определились. Главный вопрос дня — кого и на каких условиях может купить германский гигант. Аналитики склоняются к тому, что нужного банка на российском рынке нет.
«Стратегия, ориентированная на покупку российских банков, — считает аналитик рейтингового агентства Standard&Poor»s Екатерина Трофимова, — хлопотна и дорога. Никто из коммерческих банков (за исключением Сбербанка) не имеет рыночной доли, превышающей 5-6%, и это делает покупку заведомо малоэффективной». Иная ситуация на рынке потребкредитования, но там крупнейшие операторы («Русский стандарт» и ДельтаБанк) уже куплены иностранцами.
Гораздо более эффективной показала себя стратегия строительства нового банка. «Сейчас в России все ещё можно построить достаточно заметный на рынке банк почти с нуля» — уверена Екатерина Трофимова Об этом говорит российский опыт других иностранных дочек — Ситибанка и банка Райфайзена. Глобальный бизнес Ситибанка -это сплошная история приобретений на местном рынке. Райффайзен проводил смешанную стратегию. Но, по признанию Председателя правления российского «Райффайзенбанк Австрия» Мишеля Перирена, в России они «никогда не исключали возможности приобретения банка».
И тем не менее масштабы зарубежной экспансии внутри страны пока следует оценивать как очень ограниченные. «Пока мы не видим готовности иностранцев тратить действительно ощутимые суммы на развитие собственного бизнеса в России» — говорит Трофимова.
«Если же Дойче Банк пойдет на такое развитие, — прогнозирует аналитик, — его частный банковский бизнес будет скорее всего играть второстепенную и даже вспомогательную роль для основного бизнеса банка — инвестиционного и крупного корпоративного».
• Алексей ТИХОНОВ
28.10.2004
Фин. Известия
***