С приходом холодов дачники решают проблему: менять в системе отопления воду на незамерзающую жидкость или нет? И на какую — предписанную производителем или любую другую? А также: можно ли заливать автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт? В общем, спасают дачу от возможного замораживания отопления, когда за городом приходится бывать нечасто.

— В современных системах отопления дач можно использовать и воду, и антифриз. Выбор зависит от конкретных условий, — говорит Александр Милов, руководитель фирмы по подбору оборудования для отопления и водоснабжения. — Но следует учитывать, что в России электричество или газ отключают часто и надолго. Вода в отоплении может замерзнуть и разорвать трубы. Поэтому лучше заливать низкозамерзающую жидкость — антифриз.

Антифризы предпочтительны еще и потому, что в большинстве регионов России вода жесткая и содержит большое количество солей, посторонних включений и добавок. В итоге в процессе эксплуатации в системе отопления быстро образуется накипь, осадки, коррозия. Трубы и оборудование приходится менять каждые пять-семь лет. Следует учитывать и то, что вода начинает закипать уже при 96-98 градусах, ускоряя отрицательные процессы в системе, тогда как антифризы держатся и при 160-180 градусах. Однако если антифриз достигнет таких температур (в случае ненормальной работы отопления это возможно), он вследствие термического разложения потеряет свои свойства. Жидкость приобретает характерный неприятный запах. Поэтому антифризу должна быть обеспечена надежная циркуляция.

Чего не советуют использовать в отоплении специалисты, так это трансформаторное масло, автомобильный тосол или этиловый спирт. «Они создают неприятные запахи и содержат вредные для дыхания вещества. К тому же жидкость должна быть пожаробезопасной», — говорит Вадим Погорелов, заведующий лаборатории сертификации.

В основе большинства антифризов — этиленгликоль. Благодаря ему жидкость на его основе не замерзает при минус 65 градусах. Но смесь этиленгликоля с водой еще более коррозионна, чем просто вода, поэтому в антифризы добавляют присадки, противодействующие появлению ржавчины, а заодно и образованию пены и накипи. Поскольку все антифризы по сути одинаковы (отличаются только пакетом присадок), специалисты говорят, что в системах отопления могут использоваться любые антифризы, в том числе и отечественные. Из российских марок наибольшим успехом пользуются Dixis, Hot Blood, «Норд», «Теплый дом» и некоторые другие. Однако, отдавая приоритет отечественным антифризам, следует иметь в виду, что среди них много подделок и некачественных по составу жидкостей. «К сожалению, не все российские антифризы соответствуют ГОСТу, и это является причиной многих проблем, — говорит Вадим Погорелов. — Повышенное пенообразование приводит к «завоздушиванию» системы и снижению теплообмена. Теплообменники нередко засоряются продуктами коррозии, на нагревательных элементах образуются наросты. Российские антифризы, как правило, плохо работают в условиях высоких температур.

Что касается импортных жидкостей, то они, как правило, не рассчитаны на температуры ниже минус 25-30 градусов. К тому же часто расслаиваются при разбавлении жесткой водой. Специалисты советуют использовать для них воду с жесткостью не выше 7 единиц. Из импортных наиболее известны у нас марки Antifrogen N, Inibahel, Feetherm.

— Антифризы на моноэтиленгликоле не рекомендуется использовать с котлами электродного типа, — говорит Вячеслав Сидоров, генеральный директор компании «Тэкс». — К тому же они имеют коэффициент температурного расширения больше, чем вода, и требуют установки более емких расширительных баков. Зато позволяют производить пусконаладочные работы при отрицательных температурах.

— Вообще-то решать, что использовать в качестве теплоносителя — воду или антифриз, — надо еще до начала монтажа системы отопления, — говорит бригадир наладчиков Владимир Бердчев. — Во-первых, далеко не все котлы и отопительное оборудование зарубежного производства хорошо переносят антифриз. Некоторые даже снимают оборудование с гарантии, если выясняют, что в системе использовался антифриз. Во-вторых, низкозамерзающую жидкость нельзя использовать в системах с оцинкованными трубами, она меняет свой химический состав и теряет свойства, образуя объемистые осадки, которые могут блокировать работу системы.

Но даже если в системе будет применен антифриз, говорят специалисты, следует учитывать, что его теплоемкость на 15-20 процентов ниже воды (он хуже накапливает тепло и хуже его отдает), и радиаторы должны быть поэтому более мощными. Вязкость антифриза выше, поэтому его сложнее «перекачивать» по системе и требуются более мощные циркуляционные насосы. Наконец, у антифриза большая, по сравнению с водой, текучесть. Поэтому он нуждается в более надежных, герметичных соединениях. Их следует уплотнять прокладками из стандартной резины, паронита, тефлона или льном с герметиком, стойким к этиленгликолю.

Обычно антифриз продают двух видов: концентрированный (с температурой замерзания не выше минус 65 градусов) и приготовленный (температура замерзания не выше минус 30). Концентрированный может быть разбавлен водой в соответствии с прилагаемой к жидкости таблицей. Однако его разбавление более чем на 50 процентов, кроме резкого уменьшения температуры замерзания, приведет еще и к ухудшению антикоррозионных свойств. Поэтому для отопительных систем с электрическими котлами специалисты советуют устанавливать регулятор температуры не выше 70 градусов и приготавливать антифриз на температуру от минус 30 до минус 20 градусов.

Для систем с естественной циркуляцией жидкость разбавляют до заливки в контур. С принудительной — прямо в системе: сначала заливают часть необходимого количества воды, потом антифриз и только после этого доливают оставшуюся воду. Для двухконтурных систем (при которых есть вероятность попадания антифриза в горячее водоснабжение) лучше использовать так называемые нетоксичные пропиленгликолевые антифризы. Однако их стоимость по сравнению с обычными на 20-40 процентов выше. При заливке антифриза в старую систему или при смене теплоносителя специалисты советуют промывать систему специальным моющим раствором. Все производители обещают, что их антифризы будут служить не менее 5 лет или 10 отопительных сезонов.

• Владимир САЛМИН

Известия.Ru

26.10.04

Известия.Ru

*