Как строить отношения с Россией новому президенту

Новому президенту США придется пересмотреть политику по отношению к России. Причина тому проста — принципы, которыми руководствуется нынешняя политика, просто безнадежно отстали от действительности. На Западе растет понимание того, что политика в отношении России — основоположником которой был Билл Клинтон в начале 90-х годов и которую фактически продолжил Джордж Буш — не оправдала себя.

В чем заключался этот подход? На Западе исходили из того, что путем привлечения России к международным делам можно будет добиться роста демократии внутри страны и более широкого сотрудничества с Западом.

Существовала надежда, что Россия сблизится с Западом. Но в нынешнем ситуации Москва движется в противоположном направлении — наблюдается усиление авторитарных методов решения вопросов; кроме того, Россия заняла более напористую позицию в отношениях со своими соседями.

Как во внутренней, так и во внешней политике наблюдается отход от общих ценностей, которые, как нам казалось, должны были оказаться в центре наших отношений.

Наверное, лучше всего говорить о смене западного подхода к России, используя рыночные термины.

С начала 90-х годов Запад смотрел на Россию как на предприятие, чьи акции идут вверх, несмотря на резкие взлеты и падения.

Сегодня растет убеждение в том, что Россия движется в ошибочном направлении, несмотря на значительный прогресс в некоторых областях.

Никакой критики не выдерживают сделанные некоторыми российскими политиками предположения, что растущий скептицизм по отношению к России является частью некоего «заговора врагов России».

К пересмотру позиции ведут события в самой России. Кроме того, изменить подход призывают даже те, кто раньше призывал к более тесному сотрудничеству с Москвой.

Таким образом, Россия вновь выходит на первый план американской политики; но останется ли она при этом партнером, либо перейдет в разряд «проблемных стран»?

Снижение дипломатического внимания к Москве в последнее время не случайно. Американцы понимают, что главные угрозы безопасности страны исходят, в первую очередь, из ближневосточных государств — начиная с Афганистана, Ирака и палестино-израильского конфликта и заканчивая угрозой общего характера, исходящей из региона в целом.

В долгосрочной перспективе США не может не волновать рост влияния Китая, объединение Корейского полуострова и возникновение нового устройства Азии.

Европа видится Америке как стабильный континент. Правда, нужно решить, сможет ли новая Европа в качестве партнера США участвовать в построении нового глобального порядка.

Где же место России во всем этом? В данный момент на этот вопрос трудно найти ответ. Вне зависимости от того, кто — Джордж Буш или Джон Керри — станет новым президентом США, Вашингтону нужна новая, учитывающая современные российские политические реалии политика по отношению к Москве.

Вопрос, который встанет перед новым президентом США, таков — в какой мере политика должна быть основана на евро-атлантических демократических ценностях, а в какой — на жесткой Realpolitik.

Должны ли мы выступить в поддержку демократических ценностей и в защиту прав человека или же продолжать сотрудничество в борьбе с терроризмом — делая вид, что мы не замечаем сползание России к авторитаризму?

Как нам быть с различными, иногда прямо противоречащими друг другу подходами?

Конечно, по-прежнему есть направления, сотрудничество по которым представляет интерес как для Вашингтона, так и для Москвы.

Это, прежде всего, борьба с терроризмом и энергетический сектор. Захват заложников в Беслане усилил чувство солидарности американцев с россиянами.

В то же время жителей США беспокоит то, что материалы для создания оружия массового поражения, которое может быть использовано против американцев, могут быть получены в России.

В ходе нынешней предвыборной кампании Джон Керри подверг критике откат демократии в России, но в то же время он пообещал расширить сотрудничество в области охраны материалов, которые могут представлять интерес для террористов.

Конечно, Путин предпочел бы видеть в Белом доме человека, который бы продолжил двустороннее сотрудничество в области энергетики и борьбы с терроризмом, предоставив ему полную свободу действий во внутренней политике и позволив России беспрепятственно «защищать свои национальные интересы» — как в отношениях с ближайшими соседями, так и в других регионах мира.

Но, скорее всего, на этот вариант Путину лучше не рассчитывать. Джордж Буш продолжает сохранять дружеские отношения с российским президентом, но его политика в отношении России пользуется все меньшей поддержкой в эшелонах американской власти, включая конгресс.

В прошлом, когда американские президенты клали в основу отношений с Россией принцип жесткой Realpolitik, результаты были чуть ли не катастрофическими — как для США, так и для народа России.

Америке предстоит найти способ продолжения сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес, при обеспечении приверженности традиционным демократическим ценностям.

Обеспечить баланс этих интересов и предстоит новому президенту США.

Рональд Асмус

Ведущий эксперт, German Marshall Fund

__________________________________________________________________

Рональд Асмус с 1997 по 2000 год работал в госдепартаменте США, отвечая за вопросы европейской безопасности, в том числе и сотрудничество между НАТО и Россией.

26 октября 2004 г., 10:33 GMT 14:33 MCK

Би-би-си

*