Нью-йоркская подземка отмечает столетний юбилей
Второй по «старшинству» и первый по размерам метрополитен в мире — нью-йоркский — отмечает свой столетний юбилей, сообщает агентство France Presse.
Первая линия городской подземки открылась 27 октября 1904 года, через 240 лет после основания города. Однако несколькими десятилетиями раньше, в 1868 году, в крупнейшем городе Соединенных Шататов появилась надземная железная дорога, которая в дальнейшем опутала эстакадами большую часть Манхеттена.
В 1870 году в Даунтауне был построен опытный участок подземки на пневматической тяге из двух станций, по которому осуществлялась перевозка почты. По причине банкротства через четыре года он был закрыт.
После присоединения к городу соседних Бруклина, Куинса, Бронкса и Стэйтен-Айленда в 1898 году встал вопрос об организации транспортного сообщения между новыми районами и деловым Манхэттеном. Было принято решение о строительстве метро, которое началось в марте 1900 года.
В строительстве были заняты более 12 тысяч рабочих. Тоннели и станции прокладывались так называемым «открытым способом» — раскапывали внушительные траншеи глубиной до пяти метров вдоль улиц, укрепляли их стены металлическими каркасами, закрывали сверху металлическими тюбингами и вновь заливали асфальтом проезжую часть. Строительство первой пятнадцатикилометровой ветки Interborough Rapid Transit (IRT), протянувшейся от здания муниципалитета до Гарлема, продолжалось четыре года и обошлось городской казне в 33 миллиона долларов.
Торжественное открытие IRT состоялось 27 октября 1904 года, и в первый же день «новойспеченная» подземка перевезла почти 150 тысяч пассажиров.
В настоящее время протяженность путей нью-йоркского метро, крупнейшего подобного сооружения в мире, составляет 398 километров. 25 линий соединяют 469 станций, расположенных на территории пяти административных районов мегаполиса. Еще 16 станций заброшены по причине нерентабельности. Для сравнения, протяженность линий московского метро составляет в настоящее время 275,6 километра.
Ежедневно метро перевозит 4,5 миллиона жителей и гостей города с наcелением в 7,5 миллионов человек. До середины пятидесятых годов прошлого века проезд под землей стоил всего пять центов, к настоящему времени цена поднялась до двух долларов за одну поездку в любой район города.
Помимо собственно нью-йоркской подземки, в городе существует небольшая сеть метро, связывающая с центром города западные пригороды в штате Нью-Джерси. Линии этой сети пересекают реку Гудзон и на берегу соседнего штата выходят на поверхность. Еще одна отдельная линия метро пересекает с юга на север наименее населенный район мегаполиса Стейтен-Айленд.
*