Цель без средств. Монетизация льгот не укладывается в расписание ("ВН")
Монетизация льгот, широко разрекламированная правительством и поддержанная Госдумой, несмотря на достаточно скептическое отношение общественности (по опросам, против нее выступали 58 процентов россиян), может зависнуть — если не по деньгам, то по срокам. До 1 января 2005 года, когда стартует реформа межбюджетных отношений, включающая в себя и замену льгот денежными компенсациями, остается совсем немного времени. Но в регионах, которым теперь поручено монетизировать льготы ветеранам войны и труда, нет ни соответствующих законов, ни достаточных средств, ни хотя бы полных списков льготников.
Более того, теперь центр не сможет переложить ответственность за срыв реформы на регионы. Потому что при новом порядке выборов губернаторов, который Дума должна утвердить уже 29 октября, главы областей, краев и республик де-факто становятся наместниками президента. Понятия «оппозиционный губернатор» и «красный пояс», позволявшие центру винить региональные власти, например, во времена «коммунальных» волнений, теперь исчезнут как класс. Соответственно, отвечать за действия этих властей придется исключительно федеральному центру.
К середине октября весь пакет законов по бюджетной реформе на региональном уровне приняли лишь два российских региона из 89 — Ростовская и Ленинградская области. А работа по составлению сводного реестра льготников, по словам главы Пенсионного фонда России Геннадия Батанова, «завершена на 85 процентов». Правда, как призналась вчера журналистам помощник руководителя Министерства здравоохранения и социальной политики Людмила Безлепкина, назначенный правительством ответственным за сбор и проверку всей информации по льготным категориям населения ПФР и без того располагал данными о более чем 80% льготников. А вот сверка информации, поступающей из регионов, идет с осложнениями. Так, по словам г-жи Безлепкиной, регионы уже отрапортовали о 23 млн льготников, в то время как Минздрав в своих оценках ориентировался на цифру в 12,7 млн человек. «Сверка показала, что в ряде областей велся не персональный учет, а учитывалось количество востребованных за год льгот», — пояснила помощник министра, подчеркнув, что сейчас активно ведется работа, чтобы избежать в дальнейшем подобного двойного учета. С другой стороны, в ряде регионов полноценного реестра нуждающегося в поддержке населения не было вовсе.
Тем не менее Людмила Безлепкина надеется, что за оставшийся срок ПФР и Минздравсоцразвития успеют составить общероссийский реестр, который по-хорошему должен поступить в органы соцзащиты и здравоохранения уже к 1 декабря. В противном случае в январе 2005-го немалая часть имеющих право на господдержку останутся и без компенсационных выплат, и без натуральных льгот. И если деньги еще можно будет вернуть задним числом, отстояв очередь в территориальном отделении ПФР и доказав его сотрудникам свои права, то с так называемым набором социальных услуг, куда входит, в частности, бесплатное лекарственное обеспечение, все гораздо сложнее — необходимый в январе или феврале рецепт весной может уже и не понадобиться.
Впрочем, ситуация с финансированием социальных обязательств регионов гораздо хуже. Опять же лишь несколько регионов-доноров, включая Москву, объявили о том, что готовы гарантировать своим льготникам — труженикам тыла и ветеранам труда — условия существования на дореформенном уровне, а то и лучшие. И потому правительство пытается в пожарном порядке латать практически неизбежные дыры региональных бюджетов. Сегодня Дума будет рассматривать сразу в трех чтениях поправки в федеральный бюджет на 2004 год. Они предполагают увеличение финансовой помощи регионам на сумму около 23 млрд рублей. Еще 30 млрд рублей — заложенный в бюджет 2005 года резерв, который также планируется потратить на помощь регионам. Ровно половина его — 15 млрд рублей — по словам директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Антона Силуанова, пойдет на софинансирование закона о льготных выплатах. 11 млрд рублей достанутся ветеранам войны и труда, еще 4 млрд направят на детские пособия.
Однако даже вместе с доплатами из федеральной казны региональные бюджеты вряд ли сумеют компенсировать полностью объем льгот, которыми пользовались ветераны войны и труженики тыла. Так что во многих регионах сегодня стараются просто отложить монетизацию до лучших времен, сохранив натуральные льготы.
Не стоит забывать и о том, что особые условия для себя вытребовали у правительства российские чернобыльцы, выступившие летом одной из наиболее организованных сил, противостоявших планам монетизации. В отличие от остальных льготников, которым в 2005-м будут и выплачиваться ежемесячные пособия, и предоставляться набор социальных услуг (отказаться от последнего и получать повышенную компенсацию можно будет лишь в 2006 году), ликвидаторы аварии на ЧАЭС получили право оценить эксперимент по монетизации со стороны, сохранив все свои доплаты. Однако если соцпакет покажется в действительности таким привлекательным, как его рекламирует Минздравсоцразвития, обещающее только на дополнительное обеспечение лекарствами истратить 50,8 млрд рублей (пока, правда, даже список этих лекарств, признала вчера г-жа Безлепкина, существует в сыром виде), то чернобыльцы смогут выбрать его, отказавшись от части наличных.
Вообще вся реформа межбюджетных отношений затевалась правительством еще до инициатив по изменению порядка формирования региональной исполнительной власти. Даже при существующей системе управления регионами эта реформа вызывала множество вопросов. Ведь фактически все последние годы федеральный центр настойчиво уменьшал доходные источники регионов, последовательно упразднив или переведя в общероссийскую казну часть статей, пополнявших региональные бюджеты. И после этого вдруг было решено расширить финансовые обязательства регионов. При отказе же от прямых выборов глав регионов финансовые риски бюджетной реформы усугубляются политическими. Например, тот же Антон Силуанов в интервью «Времени новостей» в мае нынешнего года говорил: «Положение дел с выплатой зарплат бюджетникам по сути станет лицом местной администрации. Если администрация не повышает зарплату учителям и врачам, а в соседнем регионе и в целом по России она увеличивается, то местной администрации будет непросто отвечать на соответствующие вопросы людей». Сейчас ситуация меняется: отвечать на вопросы людей губернатору не придется. У него теперь задача — отчитаться перед президентом.
Иван ГОРДЕЕВ
«Время новостей»
№ 197 27.10.2004
***