Первые пятьдесят миллионов долларов корпорация «Энергия», любимое детище академика Королева, заработала на совместном российско-американском проекте «Морской старт». К этой идее в России отнеслись скептически. Тогда эскиз проекта положили в общую папку российских предложений для коммпании «Боинг». Американцы с ходу оценили новизну идеи, и работа закипела. С вопроса о том, как родилась эта идея, и начался наш разговор с Вячеславом Николаевичем Бодунковым.

— Треть рабочей биографии – с 1962 по 1998 год – я провел на космодроме Байконур. Этот район расположен на широте пустынь, и климат там очень тяжелый. Летом температура зашкаливала за 50 по Цельсию, а зимой приходилось работать в сорокаградусный мороз. Техника ломалась, а люди выдерживали, но какой ценой! Расплачивались своим здоровьем. Не случайно Королев умер в 60 лет! А что говорить о миллионах солдат и рабочих, первых строителях Байконура, – они жили в наспех сколоченных бараках! Вот тогда и стала посещать нас идея более комфортного старта, чтобы не мучить людей. Кто-то бросил: «Космодром должен быть плавучим!»

Но фон для реализации этой идеи в 90х годах был не самый лучший: не было денег, уходили известные специалисты. Почему в это нелегкое время вы вспомнили об идее «морского старта» и начали продвигать проект?

— Я был активным участником демократического движения конца 80-х. Вместе с женой ходил на демонстрации, защищал в 91-м Белый дом. Когда в начале 90-х мои знакомые руководители оборонных предприятий в один голос жаловались, что все разваливается, мне хотелось им помочь. Ребята теряли работу, веру в будущее. Мы пытались вести переговоры с нашими военными, просили совсем немного. Убеждали, что такой старт дешевле и экономичнее и сама ракета может быть намного меньше. Они отвечали, что уже все деньги съедает поддержание инфрастуктуры Байконура. Обещали подумать, но дело так и не двигалось.

Красивая эта ваша идея космического старта с экватора. Но ведь для старта площадка должна быть абсолютно устойчивая…

— Наши ученые прорабатывали идею морского старта в ведущих флотских коллективах. Вокруг собирались бывалые капитаны — настоящие морские волки, курили трубки с ароматным заморским табаком: «Морской старт? Почему бы нет? Только корабль в океане качает, а вам нужна непоколебимая твердь».

В одном из журналов я случайно увидел морскую нефтяную платформу, а в газете прочитал: в городе Выборг ремонтируется морской кран грузоподъемностью в тысячу пятьсот тонн. Срочно поехал туда! Долго бродил по городу, потом решил прокатиться на прогулочном катере. Только вошли в водные просторы Выборгского судостроительного завода, смотрим — перед нами стоит воплощенная мечта: морская платформа, которую мы так долго искали! Я вдруг ясно представил картину: здесь поставим стартовую площадку для ракеты, там пойдет газоотводный канал. Потом руководство завода разъяснило: эта самая большая в мире буровая платформа недавно горела на шельфе в районе Кореи. Год назад ее купил норвежский бизнесмен и поставил на ремонт в Выборг. Платформа досталась ему дешево: буквально по цене металлолома! Дома показал фотографию платформы нашим специалистам: «Все, ребята. Не нужны нам корабли, будем стартовать с буровой платформы!»

Все понятно, но кто дал вам деньги под проект?

— В начале 90-х корпорация «Энергия» вела переговоры о сотрудничестве с фирмой «Боинг». Транснациональный гигант переживал не лучшие времена: сворачивание гонки вооружений и сокращение оборонного заказа коснулось и американской оборонки. Наши американские коллеги рассуждали примерно так: пускай приедут эти русские, может, предложат что-то интересное. Наш руководитель отобрал для обсуждения 32 проекта, а энтузиасты морского старта всучили перед отъездом и наш проект. Делегация РКК «Энергия» вернулась домой разочарованной: все 32 варианта не понравились, подошел только наш морской старт. Вот тогда руководство включило наш проект в общий план работ. А поначалу эти идеи считались экзотикой. Оказалось, что на экзотике можно заработать миллионы долларов!

Как вы подели пирог под названием компания «Морскойстарт», не переругались?

-Нет, все было сделано разумно. Доли уставного капитала распределили следующим образом: 40 % — фирме «Боинг», 25 % — РКК «Энергия», 20% — норвежским хозяевам платформы, 15 % — украинской фирме «Южмаш», так как для морских стартов была выбрана их ракета-носитель «Зенит». Наши норвежские партнеры с особым энтузиазмом включились в проект. Два двухметровых рыжеволосых великана – настоящие викинги! В результате реализации морского старта они получили колоссальный приз – ведь платформа была куплена ими по цене металлолома! «Боинг» попытался вытеснить норвежцев из проекта – предложил использовать для старта американский нефтеналивной танкер длиной 500 метров. Но по расчетам вышло, что он не в состоянии пройти через Панамский канал и пристает только к наливному терминалу. Пришлось отказаться от этой идеи. Наша корпорация тогда выступала со слабых позиций. Все знали: у русских нет денег. Поэтому не удалось отстоять участие в проекте российской ракеты, этот проект остался на бумаге. Не осуществился еще один замысел: строительство в городе Приморск под Санкт-Петербургом центра по сборке и проверке ракет для морского старта. Такой комплекс был построен в Калифорнии, недалеко от Лос-Анджелеса.

Как работает технологическая цепочка запусков с плавучего космодрома?

— Морская составляющая проекта – это два уникальных судна: самоходная стартовая платформа, названная «Одиссей», и сборочно-командное судно. Место базирования этих объектов – порт Лонг Бич в Калифорнии. И платформа, и корабль прибыли туда своим ходом из Европы. «Одиссей» – через Панамский канал, сборочно-командное судно – через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. Корабль был специально построен для морского старта на шотландской верфи в Глазго нашими норвежскими партнерами. В порту он служит сборочным цехом, а в открытом море – центром управления пусками и местом размещения экипажа и специалистов по обслуживанию ракетно-космической техники.

Пуски осуществляются так: разобранные ступени ракеты носителя и разгонный блок морским и железнодорожным транспортом доставляются в Лонг Бич. Потом переправляются на сборочно-командное судно для сборки и стыковки с космическим аппаратом заказчика. Старт осуществляется из экваториальной зоны Тихого океана, к югу от Гавайских островов. Стартовая платформа плывет в район пуска около 12 суток, сборочно-командное судно – 7. Проверяется готовность ракетыносителя, ее устанавливают в вертикальное положение на стартовой площадке и проверяют повторно. На этом работа на борту плавучей платформы заканчивается, экипаж эвакуируют на корабль по специальному трапу. Судно отходит от платформы на пять километров. Только после этого происходят автоматическая заправка и пуск ракеты-носителя.

«Морской старт» стал одним из первых совместных проектов. Будут ли другие проекты?

— Пока других проектов нет. Думаю, что другие фирмы нашего ВПК должны сами поискать смелые и нестандартные решения, а не ждать манны небесной в виде привычного бюджетного финансирования. Да, всем тогда было тяжело. Но одни опустились на дно и уже не встали, а другие воспользовались предоставленной свободой и вышли на международный уровень. Хватит нашему ВПК грызть друг другу глотки за бюджетные крохи! Нужно объединяться по горизонтали, ведь в России создан колоссальный научно-технический задел! Почему мы сидим на нем, как собака на сене? Задел в бумагах, идеях, даже в реализованных объектах. Государство вложило в это миллиарды, пришло время построить на их основе новый бизнес.

— Изучая историю космической науки, я вывел интересную закономерность. В 1857 году, еще при крепостном праве, родился Константин Циолковский, давший миру теорию космонавтики. Через 50 лет родился Сергей Королев, воплотивший эту теорию в жизнь. Прошло еще 50лет – в 1957 году началась космическая эра : был запущен искусственный спутник Земли. Циолковский считал, что человечество подобно пчелам роится во Вселенной, перелетая с планеты на планету. Ракеты – всего лишь удобное средство доставки. Он писал о плавучих островах как мобильном и дешевом космическом старте. Сегодня мы реализуем эту идею в совместном российско-американском проекте.

Беседовала

Ирина ТИМОФЕЕВА

вторник, 26 октября 2004 года

«Трибуна»

"Трибуна"

*