«АвтоВАЗ» создал конкурента собственным машинам

Давно обещанная новинка Волжского автозавода, «Калина», появится в продаже через полгода. Как стало известно «Ведомостям», стоить эта модель В-класса будет $7000-7500, чуть дешевле машин «десятого» семейства. Это дало аналитикам повод говорить о грядущей конкуренции между моделями ВАЗа и о том, что окупиться «Калина» сможет лишь через десятилетия.

Первая серийная «Калина» должна сойти с конвейера 18 ноября, но продавать ее начнут лишь во II квартале будущего года, сообщил «Ведомостям» Алексей Громов, замруководителя дирекции по связям с общественностью ВАЗа. У дилеров автомобили появятся в I квартале будущего года — но лишь для демонстрации в их салонах и изучения сотрудниками сервисов. По оценке вазовских маркетологов, розничная цена автомобиля составит $7000-7500, сообщил представитель дирекции по связям с общественностью завода, пожелавший остаться неназванным. Всего в 2005 г. ВАЗ собирается выпустить около 20 000 «Калин», а на проектную мощность в 220 000 этих автомобилей в год завод обещает выйти к 2007 г. Правда, информированный сотрудник одного из столичных дилеров ВАЗа, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что серийное производство начнется лишь во второй половине будущего года, а 18 ноября начнется лишь сборка пробной партии. Менеджер тольяттинского дилера ВАЗа, компании «Самара-Лада», Наталья Бачурина сообщила, что ее компания получит автомобили для розничной продажи в марте 2005 г. А московский дилер «Элекс-Полюс» начнет продавать «Калину» только с мая.

Все вазовские автомобили, начиная с «копейки» 1970 г., принадлежат к европейскому классу С. Создавая «Калину», завод пытается выйти в новый для себя, меньший класс В. В СССР автомобили в этом классе выпускал украинский ЗАЗ, сейчас этот класс представлен на нашем рынке иномарками, такими как Hyundai Getz или Renault Symbol. Согласно заводским данным, «Калина» с кузовом седан на 22,5 см короче вазовской «десятки», но уже всего на 1 см и при этом выше на 8 см. Нового двигателя для автомобиля разрабатывать не пришлось: «Калина» будет комплектоваться 1,6-литровым двигателем от того же «десятого» семейства. Кроме седана «Калина» будет также выпускаться с кузовами хэтчбек и универсал. В базовой комплектации LADA Kalina будет оснащена электроусилителем руля; в перспективе будет комплектоваться подушками безопасности водителя и переднего пассажира, АБС и кондиционером.

Первоначальный интерес к машине обеспечен хотя бы ее новизной, уверен Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу автоторговой группы «Рольф». «Звонки от желающих оформить заявки на эту машину поступают уже сейчас», — утверждает Ирина Скрыльникова, руководитель бизнес-направления «отечественные автомобили» московской автоторговой компании «АвтоКей». По ее мнению, новинка будет конкурировать в первую очередь с готовящимся к производству в Москве Renaul Logan (цена этой машины В-класса будет находиться в диапазоне 6500-9000 евро), KIA (в В-классе не представлена) и Hyundai (цены на модель Getz начинаются с $9900). Но вице-президент Российской ассоциации дилеров (Ро-АД) Сергей Алексейчук уверен, что из-за своей цены «Калина» будет конкурировать только с «ВАЗами». «20 000 автомобилей рынок почти не заметит», — говорит один из столичных торговцев «ВАЗами», однако затем машина может начать конкурировать с «десятым» семейством (нынешние цены на него начинаются от $7200) и «Самарой-2» (от 16500). «Более габаритная «Волга» предлагается сейчас всего за $7000″, -добавляет Сергей Луговой, начальник отдела по связям с общественностью ГАЗа. Аналитик «УралСиба» Вячеслав Смольянинов соглашается, что «Калина» будет конкурировать прежде всего с вазовскими машинами. По его мнению, машину ожидают хорошие продажи в первые 1,5-2 года. Однако больше 150 000-170 000 «Калин» в год ВАЗу продавать не удастся, считает Тараканов из «Рольфа». С установкой дополнительных опций (подушек безопасности, АБС, кондиционера) цена машины неизбежно сравняется с Renault Logan, Hyundai Accent и другими иномарками, что ограничит спрос, говорит он.

По информации дирекции по связям с общественностью «АвтоВАЗа», разработка и освоение серийного производства обошлось автозаводу в 1600 млн. Аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев считает, что эти инвестиции окупятся лишь через 20-25 лет. «В самом начале проекта «АвтоВАЗ» не думал о его экономической целесообразности, — полагает Нуштаев, — это был имиджевый шаг: заводу нужно было срочно поставить в производство новую модель».

«АвтоВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей в России. По данным ИК «Атон», контрольный пакет акций предприятия контролируют его менеджеры. Выручка автозавода за 2003 г. поМСФО составила 130,7 млрд руб, чистая прибыль — 2$ млрд руб. В 2003 г. завод выпустил 699 889 автомобилей.

«Ведомости», №196 (1236) от 26.10.2004 г. Глеб Столяров

*