Ярославль с минувшего лета превратился в гигантскую съемочную площадку. Не проходило и месяца, чтобы в нашу провинцию не пожаловала очередная съемочная группа. В августе на съемки фильма «Сергей Есенин» приезжала даже голливудская актриса Шон Янг.

Центральные улицы постоянно перекраивались и перегораживались, как того хотели режиссеры Шенгели, Серебрянников, Зайцев, Прошкин. Интерес к Ярославлю понятен: в городе хорошо сохранились улицы и улочки купеческого Ярославля XIX — начала XX веков. Намного дешевле и массовки. В общем, на зависть Голливуду режиссеры выбирают наши городские пейзажи. Вот и в минувшие выходные на домах опять запестрели надписи с ятями: «Цырюльня», «Горячие калачи», «Модный салонъ». Снималась сцена венчания Ларисы и Стрельникова из «Доктора Живаго». Для этой красивой сцены режиссер Александр Прошкин выбрал самый роскошный храм города – собор Ильи Пророка. От назойливых поклонников и прессы Чулпан Хаматову, исполняющую в фильме главную роль, и ее партнера Сергея Горобченко отгораживали охранники.

А в ночь с субботы на воскресенье в самом центре Ярославля впервые на съемочной площадке встретились два знаменитых актера – Олег Янковский и Олег Меньшиков, которые играют основные мужские роли в фильме – доктора Живаго и адвоката Комаровского.

Олег Янковский, приехавший в Ярославль в начале недели, сумел очаровать всех, начиная от работников гостиницы «Которосль», где жили актеры, и заканчивая массовкой, которая в перерывах между дублями бесконечно фотографировалась с актером и брала у него автографы.

Накануне пятничных съемок Олег Янковский вместе с актрисой Ингой Обундиной-Стрелковой, играющей роль Шурочки, пришел выпить чашечку кофе в кафе «Актер». Оказалось, что Янковский — страстный любитель кофе, и в каждом городе, куда приезжает на съемки, обязательно заглядывает в местную кофейню.

Усевшись за столик, он сразу же закурил трубку, распространяя вокруг себя умопомрачительный запах вишневых веточек и море обаяния, положил ногу на ногу и с интересом общался с хозяином кафе – ярославским актером Юрием Ваксманом. Пока готовили кофе, Янковский рассказал корреспонденту «Трибуны» о своей роли.

— Олег Иванович, трудно играть такого закоренелого гада, как Комаровский?

— Да что вы! Я вовсе не считаю Комаровского законченным злодеем, — горячо вступился за своего героя Янковский, — к тому же просто гада играть даже не интересно. Я думаю, что все здесь гораздо сложнее. Комаровский не подлец, а раб страсти, это что-то сродни отношениям героев романа Набокова «Лолита». Комаровский – фигура тоже страдающая, и Лариса, в общем-то, тоже прошлась по нему.

— Чем, на ваш взгляд, российская версия «Доктора Живаго» будет отличаться от американской и английской?

— Мне не хотелось бы огульно ругать иностранные экранизации. Безусловно, что-то интересное есть и в той, и в другой версии, но западные постановщики, как люди другой истории, другой культуры, распорядились с материалом по-своему, оставив только любовную коллизию. Естественно, что такому русскому художнику и интеллигенту, как режиссер Прошкин, и такому замечательному автору, как Юрий Арабов, интересно взглянуть на это произведение несколько ностальгически, с одной стороны, а с другой – показать то, в каком уродстве мы существовали, развивались, – это все, конечно, в материале есть. Англичан и американцев это не очень волновало, а нам есть смысл об этом поговорить…

В отличие от Олега Янковского, который легко общался с прессой и поклонниками, Олег Меньшиков так и остался для города вещью в себе. Особенно ему удавалось не замечать персонал гостиницы. Проигнорировал и местную прессу. Она отплатила актеру тем же: появились заметки с рассказами сотрудников гостиницы, какой заносчивый этот Меньшиков. Одна из газет даже вынесла на первую полосу ответ артиста на вопрос, почему он не дает интервью: «Потому что вопросы обычно задают глупые и однообразные»!

По словам работников гостиницы «Которосль», обедали и ужинали знаменитости исключительно в гостиничном ресторане, никаких особых капризов в выборе блюд не проявляли, кушали все – и мясо, и рыбу, и овощи. В город без особой нужды не выбирались, единственный, кто посетил общественное мероприятие за месяц съемок, – это Олег Меньшиков. Он почтил своим присутствием открытие Пятого международного театрального фестиваля в театре Волкова.

Кстати, по словам сотрудников отеля, звезды занимали не самые роскошные апартаменты, имевшиеся в гостинице, что, по всей видимости, объясняется довольно стесненным бюджетом сериала. Остальной съемочной группе повезло и того меньше – видимо, в целях экономии, всех, кроме актерского состава, включая и режиссера Александра Прошкина, поселили в санатории «Красный Холм» в 20 километрах от Ярославля. Условия там, конечно, неплохие, но, как пожаловались творческие сотрудники, возможности выбраться в Ярославль, посмотреть город, сходить в театр и просто отдохнуть у них не было, поскольку санаторий находится на отшибе и никакой общественный транспорт оттуда не ходит. Так что все свободное от съемок время мосфильмовцы жили отшельниками.

В понедельник съемочная группа отправилась в Кострому, где будут сниматься сцены в Варыкино, а Ярославль, тем временем, готовится к новому нашествию киношников – в середине ноября планируется приезд режиссера Георгия Шенгели, который будет вести переговоры по поводу съемок нового фильма. Название его пока держится в секрете.

Елена БАТУЕВА

«Трибуна» №191 (9862), 26.10.04

*