Таинство. Эдуард Россель тихой сапой вступил в ‘Единую Россию’ ("РК")
Сообщение о том, что Свердловский губернатор Эдуард Россель стал рядовым членом партии « Единая Россия» было обнародовано только вчера, как раз в канун визита главы региона к президенту Путину.
До сих пор глобальный политический выбор уральский губернатор делал в открытую, даже эпатажно, не смущаясь реакцией публики или политических оппонентов. Так он делал заявления о создании Уральской республики, выпуска собственных уральских денег, своей конституции, бюджетной независимости от центра. На сей раз Россель предпочел тайную вечерю. То есть о его вступлении в пропрезидентскую партию заранее не сообщалось и даже самые продвинутые в политическом бомонде « слухмейкеры» не предполагали такого развития событий.
Еще с утра понедельника Россель считался мощной автономной политической фигурой и только во второй половине дня пресс-служба главы региона разослала официальное заявление губернатора : «Я принял решение вступить в партию «Единая Россия» потому что поддерживаю нашего Президента, и всегда поддерживал партийное строительство. «Единая Россия» – партия, которая соответствует требованиям времени».
Никаких подробностей относительно приема в партию свердловского губернатора не сообщается. Вероятнее всего, партийный билет патриарху уральской политики вручил или гарантировал вручить секретарь Генерального совета «ЕР» Валерий Богомолов, который в эти дни находился на Среднем Урале.
По поводу визита видного партфункционера в Екатеринбург в конце прошлой недели крутилась масса слухов. Предполагалось, что оно приехал на смотрины. Так сказать, по заказу Кремля на месте знакомился с делами, помыслами и честным именем возможных кандидатов на губернаторское место. А их фигурировало не меньше двух: это нынешний председатель правительства Свердловской области и лидер местных «Единороссов» Алексей Воробьев и депутат Государственной Думы, так же уральский лидер единороссов со стажем Валерий Язев.
О том, что кресло главы области под Росселем качается местные политологи обсуждали все последние недели. Особенно много шума наделало признание Росселя в одном из интервью, что, дескать, бывшие соратники на него шлют компромат в Москву телегами. В регионе упали не только политические ставки Росселя, но на глазах рухнула и « губернаторская» экономика. Резко упали акции одного из совладельцев Нижнее-тагильского металлургического комбината – фирмы «Интерурал».
Считалось, что к «Интеруралу» имеет непосредственное отношение дочь Росселя Светлана, проживающая в Германии. Семейный бизнес в укор губернатору не ставили, но о нем знали все. Появление акций «Интерурала» на открытых брокерских торгах нынешним летом играющих на бирже уральцев очень удивило. Причем стоимость ценных бумаг в сентябре, когда была озвучена и поддержана инициатива президента Путина о назначении глав регионов стоимость акций несколько раз падала до таких пределов, что по ним прекращались торги.
Как поведут себя акции завтра – не знаем, но на сегодняшнюю встречу с президентом Путиным Эдуард Россель приехал уже не на телегах с компроматом, а партийном рысаке.
До сих пор с «Единой Россией Россель был так сказать в гражданском браке. В последние предвыборные компании он возглавлял областные предвыборные штабы этой партии. Причем пиарил губернатор партию власти честно, регулярно объезжая с агитпоезками все районы большой Свердловской области.
Свой административный долг Россель выполнял добросовестно, но некое желание дистанцироваться от вертикали власти в Росселе все же чувствовалось. Время от времени он по старой привычке выдвигал собственные политические идеи, явно расходящиеся с планами Кремля. Взять хотя бы настойчивое желание Свердловского губернатора присоединить под свое крыло соседние Челябинскую и Курганскую области. Эта политическая непредсказуемость, очевидно, сильно настораживала строителей государственной вертикали и им от Росселя требовалось не просто словестное признание в любви, а законные узы брака.
Эдуард Россель, находящийся во главе Среднего Урала почти 14 лет особым законопослушанием не прославился. После того, как в 1993 году земляк президент Ельцин сместил Росселя с места главы Свердловской области, Россель не переставал буянить. На свое руководящее кресло он вернулся благодаря выборам, став тем самым первым выбранном в России губернатором. Именно конституция Уральской республики, разработанная Росселем, легла в основу всех областных уставов страны. А уж его попытки обрезать денежные потоки в центр и добиться финансовой самостоятельности – обзывали не иначе как бюджетным экстремизмом.
В политических взглядах уральский губернатор тоже числился в заядлых сепаратистах. Сколько бы общероссийских политических партий не создавалось в столице, Россель отказывался приближаться к любой. На своей территории он создал свою партию. В начале она называлась « Преображение Урала», затем «За родной Урал!». В канун каждых госдумских выборов партийные женихи из Москвы приезжали свататься к Росселю и всем он давал от ворот поворот.
С наступлением Путинской эпохи Россель еще пытался отстаивать свою самостийность. Причем по началу очень успешно. Его игнорирование полномочного представителя президента в УрФО Петра Латышева, скандал вокруг резиденции полпреда, (ставленник Кремля, чтоб внешне возвысится над Росселем, пожелал жить и работать в купеческом особняке, где располагался Дворец Пионеров), как бы демонстрировало незыблемую силу серьезного регионального лидера, за которым стоит не указ главы государства, а воля народа.
Но со временем региональная гордость начала сдуваться. Когда же стало ясно, что право выбираться на очередной, третий губернаторский срок Россель может получить только от президентской администрации, самостийность начала таять на глазах. В прошлом году Россель в третий раз был переизбран главой области. Но спокойно спалось ему недолго. Об инициативе Путина по назначению губернаторов Эдуард Эргартович узнал, вероятнее всего еще до публичного объявления новинки. В конце августа он неожиданно приехал в гости к губернатору Челябинской области Петру Сумину и о чем-то больше часа совещался с коллегой за закрытыми дверями.
Нынешние события показывают, что уральскими губернаторами была избрана общая стратегия действий. Неделю назад соединил свою судьбы с «Единой Россией» губернатор Петр Сумин. Правда, сделал он это гласно, заранее объявив о своем решении. За ним последовал Россель. Подтвердив своим поступком главную тайну Кремля: сильных инакомыслящих региональных лидеров отныне в России не будет.
Светлана Добрынина
«Русский курьер»
№ 401 26.10.2004
*