Мадлен Олбрайт. «Я не хочу оценивать президента Путина» ("НИ")
В минувший уикенд бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт представила в Москве свою новую книгу «Государственный секретарь. Мемуары». Она также выступила в МГИМО – в третий раз за время всех своих посещений России. В ходе этого короткого визита г-жа Олбрайт нашла время, чтобы ответить на вопросы «Новых Известий».
– Госпожа Олбрайт, насколько тяжело женщине быть политическим деятелем?
– Вы хотите спросить: может ли женщина быть госсекретарем в США? Я долгое время была помощником сенатора, делала кофе и ксерокопировала бумаги. Я прошла весь путь в большую политику с самого начала. И я скажу, что единственное различие между мной и, например, Колином Пауэлом только в косметике. Я знаю больше о дипломатическом протоколе, чем все мои предшественники-мужчины на посту госсекретаря США. Я знаю, что в странах Латинской Америки иногда целуются в правую щеку, а иногда в левую. Что французы целуются дважды, голландцы и бельгийцы – трижды, а в Ботсване – и вовсе четыре раза.
– Как вы считаете, у кого из двух кандидатов на пост президента США отношения с Путиным будут лучше?
– Штука в том, что им обоим следует иметь хорошие отношения с Путиным, потому что это важно для нас. Если Керри станет президентом, то возникнут вопросы о том, какая ситуация в России с развитием демократии. То, что происходит в России с демократией, волнует многих. Люди обеспокоены. И я думаю, что мы должны рассказать о том, в чем источник всех бед. Партнерство и дружба базируются на честности.
– Как вы оцениваете ситуацию в Белоруссии? Какие она может иметь последствия для России в связи с реформами политической системы в нашей стране?
– Международное сообщество не признает выборы в Белоруссии, все знают, что Александр Лукашенко является диктатором. Я думаю, что референдум в Белоруссии – большая трагедия для самих белорусов. Еще один вопрос в том, что произойдет на Украине – выборы там должны пройти честно. Вообще сила страны измеряется тем, насколько честные выборы она может провести. Я вижу, что происходит в России. Я не хочу оценивать президента Путина, но, на мой взгляд, эти нововведения не совсем соответствуют устоям демократии.
– С какими чувствами вы приехали в нашу страну?
– Как вы знаете, я больше не в правительстве. И причина не только в том, что республиканская партия выиграла выборы четыре года назад. Просто я очень устала и вынуждена была оставить работу. Однако, несмотря на уход с поста государственного секретаря США, я и сейчас очень занята. К слову, много времени заняло написание мемуаров. Что касается России, то мне всегда приятно приезжать к вам. У меня сохранились прекрасные воспоминания о нынешнем президенте Владимире Путине, о прежнем президенте Борисе Ельцине. Я поддерживаю отношения с бывшими министрами иностранных дел Евгением Примаковым и Игорем Ивановым, нынешним министром Сергеем Лавровым, который был послом России в ООН в то время, когда и я там работала. Во время совместной работы в ООН у нас с Лавровым сложились неплохие отношения. Вы знаете, что мы с ним участвовали во многих напряженных дискуссиях – спорили о реформах, о ситуации в Ираке и на Балканах, о расширении НАТО. Иногда мы придерживались противоположных точек зрения, но всегда находили точки соприкосновения, тем самым развивая сотрудничество между нашими странами. Напомню, что за время моей и Сергея Лаврова деятельности в ООН «большая семерка» превратилась в «большую восьмерку»… А если говорить о воспоминаниях, то я с особым пиететом вспоминаю экскурсию по Эрмитажу, которую провел для меня премьер-министр России Евгений Примаков в одну из белых ночей.
– Чем вы занимаетесь сегодня, после ухода с поста госсекретаря США?
– Мне доставляет большое удовольствие преподавательская деятельность в университете Джорджтауна. Еще я вовлечена в президентскую кампанию. Как известно, выборы состоятся 2 ноября, и все мы с нетерпением ждем, кто же их выиграет. Я также до сих пор возглавляю организацию, действующую во всем мире в целях продвижения и усиления роли демократии в обществе, – так называемый Международный демократический институт. Думаю, это очень важно. Как показывает практика, только демократические правительства в состоянии обеспечить людей всем необходимым, решить проблемы с продовольствием, защитить граждан от произвола. Но не менее важно защищать саму демократию и свободы, на которых она базируется. Мы не можем позволить террористам ликвидировать демократию. Безопасность и стабильность лучше всего основывать на законе, в пределах которого разъясняются права и обязанности граждан. У людей должна быть возможность обратиться к суду или мэру, губернатору или к Думе.
МИХАИЛ БОГАТЫРЕВ
«Новые Известия»
26.10.04
вторник
***