С помпой принятый летом закон о монетизации льгот грозит обернуться грандиозным скандалом. По сравнению с ним фактический срыв Пенсионным фондом рассылки информационных писем покажется детской проделкой. В январе 2005 года может оказаться, что у 13 миллионов жителей России (именно столько человек попадет под монетизацию) с января будут отобраны льготы, а денег они не получат.

Глава Минэкономразвития Герман Греф

(слева) и министр здравоохранения

Михаил Зурабов с тревогой ждут нового года.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

После августовских-сентябрьских терактов все подзабыли, что 1 января 2005 года, когда должен вступить в силу закон о льготах, уже совсем близко и времени на подготовку к выплатам по льготам практически не осталось. Вчера глава Пенсионного фонда РФ (ПФР) Геннадий Батанов сообщил, что выплаты компенсаций планируется начать еще до нового года и ПФР готов сегодня на 85%. Однако, по информации «НГ», ни правительство, ни регионы не готовы к началу «льготной» кампании – реально первые выплаты могут начаться лишь в конце первого квартала следующего года. Как сообщил агентству «Интерфакс» директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Антон Силуанов, на 15 октября полностью приняли законодательство об обеспечении этих льготных категорий только два субъекта РФ – Ростовская и Ленинградская области. В первом чтении законы утверждены в 6 субъектах, еще примерно в 20 регионах соответствующие нормативные акты только внесены на рассмотрение законодательных органов власти.

Как сообщил «НГ» источник в правительстве РФ, на сегодня существуют две основные проблемы – это отсутствие списка льготников (все озвученные цифры примерные) и неясность в вопросе, сколько денег все-таки потребуется для выплат компенсаций населению. Глава ПФР уверяет, что список льготников, которым компенсации будет выплачивать федеральный Центр, должен быть готов к концу этого месяца, однако, по данным «НГ», многие регионы еще не представили сведения в ПФР. Кроме того, полностью сформированный федеральный список еще должен пройти процедуру утверждения и согласования в правительстве. По словам источника, после его утверждения количество федеральных льготников может оказаться выше запланированного. Это повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. «Оценить, сколько денег в итоге потребуется на выплаты, до сих пор затруднительно», – говорит он.

По словам Геннадия Батанова, на каждого льготника откроют персональный счет, что позволит вести учет как денежных выплат, так и затрат на льготы, которые не подлежат монетизации. А сведения об установлении гражданину ежемесячных денежных выплат отныне станут основанием для наделения его правом воспользоваться льготами, сохранившимися в натуральном виде. Как ПФР открывает счета и как он информирует об этом граждан, хорошо известно на примере пенсионной реформы, когда даже просто разослать справки о состоянии пенсионных счетов ПФР оказался не в состоянии – многие граждане не получили до сих пор ни одного документа из фонда.

В регионах дело обстоит еще сложнее. На попечение властей субъектов Федерации отданы три основные категории льготников – ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий. Региональные списки не составлены. «Как льготники распределены по регистрам, сказать пока невозможно, так как такие списки составляются. Составить их трудно, так как льготники проходят по разным категориям», – сообщает собкор «НГ» в Томской области Виктор Свинин. «Списки льготников, которым должны выплачиваться денежные компенсации, в Саратове еще составляются», – передает саратовский корреспондент «НГ» Светлана Бочарова. В Министерстве соцзащиты Свердловской области корреспонденту «НГ» Владимиру Терлецкому сказали, что сами собирают сведения о монетизации льгот из газет.

Помимо списков неизвестны и точные суммы, которые потребуются от регионов на выплаты компенсаций. Пока местные власти способны назвать лишь оценочные цифры. Кроме того, уже сейчас в регионах говорят, что своих денег им не хватит. По сообщению корреспондента «НГ» из Смоленска Светланы Савенок, с предполагаемым размером компенсаций из регионального бюджета в области происходит почти детективная история. Сначала была озвучена версия, что из областного бюджета потребуется 800 млн. руб. Спустя месяц (после дополнительных расчетов) сообщалось о 1,5 млрд. руб. Позже речь зашла о миллиарде. И, наконец, по последним данным, обнародованным департаментом по труду и социальному развитию областной администрации, на выплаты потребуется 400 млн. В Новосибирской области сумма, необходимая для компенсаций, оценивается примерно в 3 млрд. руб., передает собственный корреспондент «НГ» Дмитрий Виноградов, но бюджет на 2005 год пока только верстается, будут ли в нем деньги на компенсации, пока неясно. Согласно проекту бюджета, представленного обладминистрацией, его доходы и расходы должны составить по 26,4 млрд. руб., то есть на выплату компенсаций надо будет истратить свыше 10% бюджета. По информации собкора «НГ» в Иркутской области Сергея Кеза, по предварительным расчетам, бюджет Иркутской области на будущий год не сбалансирован. Первый заместитель губернатора Иркутской области Александр Битаров оценивает этот дефицит в 4 млрд. руб. Министр финансов Саратовской области Александр Ларионов на недавнем заседании правительства области обнародовал свои подсчеты: в целом области на монетизацию льгот потребуется около 4,5 млрд. руб., а наскрести в региональном бюджете получится не более 2,5 млрд.

Вопрос денег для регионов, пожалуй, сегодня ключевой. Ясно, что практически все субъекты Федерации (за исключением Москвы, Татарстана и еще нескольких субъектов) своими силами с выплатами «своим» категориям льготников не справятся. Особенно с учетом того, что продолжает изъятие у регионов в пользу Центра источников доходов, с одновременной передачей дополнительных полномочий. Необходимо также учитывать, что правительство хочет повысить зарплату бюджетникам примерно на 30%, а эти выплаты также лягут на региональные бюджеты. Кроме того, у Пенсионного фонда в следующем году образуется дефицит средств из-за снижения единого социального налога, который планируется компенсировать из средств стабилизационного фонда.

Сколько выделит федеральное правительство регионам на реализацию льготного закона, сейчас, всего за 2 месяца до начала его действия, – неизвестно. Премьер-министр Михаил Фрадков в прошлый четверг поручил Минфину в четырехдневный срок окончательно уточнить объем финансовой помощи регионам. По словам представителя Минфина РФ Антона Силуанова, общая потребность в средствах, необходимых регионам для финансирования льгот только для ветеранов труда и тружеников тыла в 2005 году, оценивается в 106,42 млрд. руб., из которых 49,11 млрд. должно быть направлено на денежные выплаты, а остальные на финансирование льгот по ЖКХ. Что характерно, речь вновь идет об оценке, а не о реальной расчетной цифре, к тому же эта сумма называется без учета других региональных льготников.

Пока, по словам губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, принимавшего участие в последнем совещании членов кабинета министров по социальным вопросам, зарезервировано 30 млрд. руб. Между тем в регионах считают эту сумму явно недостаточной. В целом по стране, говорят саратовские финансисты, регионы должны будут найти 113 млрд. руб., а найдут не более 20–40 млрд.

Если все же все бюджеты и списки в авральном порядке будут к концу года сверстаны, то итог этой «плодотворной» работы вряд ли порадует льготников. Те, кто относится к регионам, получат в среднем от 100 до 300 руб. Местные власти пытаются сейчас в срочном порядке, чтобы не вызвать волну протестов, найти способы для сохранения части натуральных льгот, например, бесплатный проезд на общественном транспорте.

Сегодня и в регионах, и в министерствах федерального правительства многие задаются вопросом: зачем такую сложную и трудоемкую реформу необходимо было прогонять через правительство и кабинет министров за пару месяцев, зачем подставлять под удар миллионы людей? Неужели нельзя было сначала все подсчитать, а лишь потом принимать решения? Думается, что ответов не знает ни глава Пенсионного фонда, ни министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, ни премьер-министр. Может, спросить с «Единой России»?

Петр Орехин, Татьяна Андрианова

Независимая Газета

# 233 (3346) 26 октября 2004 г.

Независимая Газета

***