Круг подозреваемых в налоговых махинациях в скором времени может серьезно расшириться, а в поисках замысла преступления проверяющие смогут поднимать документацию последних шести лет у «третьих лиц». Соответствующие поправки в Налоговый кодекс (НК) для Министерства финансов разработала Федеральная налоговая служба — в рамках совершенствования налогового администрирования. В частности, фискалы предлагают проверять деятельность предприятия не за три года, как сейчас, а за пять лет.

Предложение переписать кодекс на предмет ужесточения правил налоговых проверок и работы с плательщиками налоговики выдвигали неоднократно, еще оставаясь в статусе министерства. Однако долгое время курс налоговой реформы (постоянно корректируемый) проходил мимо: то вдруг два года назад с подачи президента было решено, что «ресурс для снижения налогов исчерпан», потом курс на снижение подтвердили, но решили заодно пересчитать имущественные налоги.

Вскоре появилась новая идея фикс — борьба со сверхдоходами нефтянки. Министерство по налогам и сборам оказалось отодвинуто на задний план от этого процесса товарищами из Минфина и Минэкономразвития; к выработке концептуальных документов налоговое ведомство не допускали, и ему не оставалось ничего другого, кроме как разрабатывать новые меры по усилению контроля.

И лишь когда в результате административной реформы налоговое ведомство потеряло самостоятельный статус, перейдя в подчинение Минфина, идеи налоговиков по ужесточению проверочной работы оказались востребованными. Точнее, именно Минфин, воспользовавшись наработками налоговиков, выступил перед правительством с предложением вновь уточнить курс реформы, сделав акцент на администрирование. Тем более что наработок на этот счет у налоговиков вполне хватает. Ту же идею проверять деятельность не за три, а за пять лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки, фискалы выдвигали неоднократно. Так же, как и предложение увеличить с четырех до шести лет срок хранения бухгалтерских документов.

Официально налоговики мотивируют необходимость внесения поправок тем, что за последние годы в стране в несколько раз возросло количество налогоплательщиков, а «рабочих рук» у фискалов не прибавляется. Но, как считают многие эксперты, причиной того, что именно сейчас на свет выносятся рационализаторские предложения фискалов, стали проверки крупнейших плательщиков (например того же ЮКОСа), ограниченные законом тремя годами.

Более серьезные последствия, впрочем, можно ожидать, если пройдет другое предложение фискалов: закрепить в кодексе механизм истребования у третьих лиц документов о налогоплательщике, которым интересуются налоговые органы. Для этого предлагается разрешить налоговым органам проводить на территории этих самых «третьих лиц» осмотр документов и предметов, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Пока третьих лиц к расследованию разрешено привлекать лишь на этапе уголовного делопроизводства. Или же просить их добровольно свидетельствовать против своих контрагентов, на что редко кто добровольно согласится.

Особые проверки могут грозить также банкам и всем тем, кто обязан сообщать в налоговую инспекцию сведения об учете налогоплательщиков. В частности, структурам МВД, регистрирующим граждан по месту жительства, ЗАГСам, ГАИ и Регистрационным палатам, ведущим учет транспорта и недвижимости. Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, особые проверки всех этих структур и госорганов могут длиться до двух месяцев и начинаться без предупреждения.

В Налоговый кодекс предлагается ввести также понятие «оперативной» налоговой проверки. Она могла бы проводиться в местах деятельности, связанной с приемом наличных денег от покупателей, производством продукции, хранением товарно-материальных ценностей, а также в других местах, «связанных с извлечением доходов». То есть практически везде.

Ирина СКЛЯРОВА

«Время новостей»

№ 195 25.10.2004

"Время новостей"

*