За первый месяц кампании по борьбе с неправильной парковкой в Санкт-Петербурге на специальные стоянки с улиц города было направлено более 900 автомобилей. При этом частные компании, занимающиеся этой работой, получили более 90 тысяч долларов. А вот улучшилась ли от этого транспортная обстановка на Невском и Лиговском проспектах и площади Восстания, работники ГИБДД сказать не берутся.

Вроде стоящих на проезжей части машин стало меньше. По словам начальника отдела пропаганды Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергея Францкевича, эвакуаторы в первые дни вывозили с Невского проспекта около 40-50 автомобилей в день, а сейчас — только около тридцати. С другой стороны, когда движение затруднено, машины едут медленнее и риск дорожно-транспортного происшествия, по крайней мере с тяжелыми последствиями, снижается. Так что неизвестно, что лучше. Хотя… законы надо все равно выполнять.

Напомним, что постановление N 1444 было принято правительством Санкт-Петербурга 18 августа этого года во исполнение постановления правительства России N 759 от 18 декабря 2003 года «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». В нем было определено, что за транспортировку транспортного средства с места неправильной парковки на специализированную стоянку его владелец должен будет заплатить 2927 рублей, за хранение на ней мотоцикла — 8 рублей в час, легкового автомобиля — 12 рублей в час, грузового автомобиля или прицепа — 18,7 рубля в час, грузового автомобиля с прицепом или автобуса — 30,7 рубля в час. Указывались 19 адресов специализированных стоянок.

По идее, правила эти должны были распространяться на весь город. Однако машин-эвакуаторов в городе немного. Ведь до сих пор вывозить на штрафную стоянку приходилось только автомобили пьяных водителей, машины, на которые у их водителей не было документов, и иные, подлежавшие задержанию. Таковых было все же не так много, как тех, которые паркуются, где удобно их владельцам, а не где разрешено. А потому решено было начать сперва с одного из самых «пробкоопасных» участков: Невский проспект — площадь Восстания — Лиговский проспект. Тем более территория у Московского вокзала в связи с оживлением проекта строительства здесь большого делового комплекса вызвала пристальное внимание губернатора города, и она на одном из рабочих заседаний дала своим подчиненным поручение навести порядок со скапливающимися тут автомобилями.

По словам директора Ассоциации специализированных стоянок Бориса Вьюшкина, сейчас транспортировкой задержанных машин занимаются 6 организаций. Все — частные. Эвакуаторов у них не так чтобы много. К примеру, Невский проспект обслуживают обычно 5 машин. Компании уже сделали заказ на дополнительную технику. Но в отличие от Москвы, где такая работа началась раньше и идет при поддержке городских властей (44 эвакуатора закупило московское УГИБДД), в Петербурге все делается на средства самих компаний.

— При этом на сегодняшний день никто не знает ни необходимого количества техники, ни того, сколько земли нужно выделить для организации специализированных стоянок, — сказал корреспонденту «Российской газеты» Борис Вьюшкин. — Ведь статистики еще не накоплено. Еще год назад за нарушение правил парковки машины никто не задерживал. Нам приходится на ходу определять, сколько и чего нужно.

А потому и постановление N 759 в городе на Неве вводится по частям. Как сообщил Сергей Францкевич, сейчас задержание припаркованных в неположенном месте машин начинается еще на Гончарной улице.

Первый месяц работы вскрыл как минимум одну интересную проблему. Оказалось, что во избежание неприятностей машину лучше парковать на тротуаре. Это, между прочим, тоже запрещено (соответствующее постановление городские власти приняли год назад). Однако за такое нарушение полагается только штраф, а никак не задержание. К тому же машина-эвакуатор не будет просто-напросто заезжать на тротуар. Ведь она может повредить поребрик, и тогда фирме придется платить. Проще оставить машины на тротуарах и газонах стоять. Хотя в некоторых местах они уже стали серьезной преградой на пути пешеходов. Борис Вьюшкин считает, что нужно на уровне субъекта Федерации определить возможность задержания и таких нарушителей.

Все вроде правильно. Беда только в том, что в центре Петербурга слишком мало мест, где автомобили можно было бы припарковать на законных основаниях. Да еще, пожалуй, в том, что у сотрудников ГИБДД есть полная свобода определять, когда вызывать эвакуаторы. Можно задержать машину, хозяин которой на пять минут отошел в магазин, а можно этого и не делать. Можно заставить ехать за своим «железным конем» на спецстоянку и платить 100 долларов, а можно взять пятьсот рублей и отпустить. Как всегда, возникает множество соблазнов.

    Список штрафных стоянок

    1. Приморское шоссе, д. 2, у КПМ-1.

    2. Выборгское шоссе, д. 380, Осиновая Роща, у КПМ-2.

    3. Проспект Культуры, д. 30, у КПМ-3.

    4. Станция Мурино, у КПМ-4.

    5. Мурманское шоссе, 12-й км, у КПМ-7.

    6. Московское шоссе, 689-й км, у КПМ-9.

    7. Пулковское шоссе, 13-й км, у КПМ-10.

    8. Ленинский проспект, напротив дома N 81.

    9. Киришская улица, д. 2.

    10. Набережная Робеспьера, д. 2.

    11. Проспект Шаумяна, д. 1.

    12. г. Сестрорецк, Тарховская улица, д. 39/1.

    13. Школьная улица, д. 39.

    14. Улица Белы Куна, д. 36.

    15. г. Колпино, улица Правды, д. 8А.

    16. пос. Стрельна, улица Грибоедова, д. 7.

    17. Рябовское шоссе, у поворота на Ковалевское кладбище, у КПМ-5.

    18. г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе (шестая магистраль).

    19. г. Ломоносов, улица Красного Флота, д. 23.

Юрий Звягин, Санкт-Петербург

25 октября 2004 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

***