24 октября — День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур». Продолжение темы
Трагическая октябрьская дата в истории космонавтики (взрыв на стартовой площадке в 1960 году ракеты Р-16) сегодня позволяет сделать главный вывод. Основной урок тех событий: нельзя в угоду политическим или иным соображениям обращаться со сложной техникой «на ты». В сегодняшней Самаре немало есть людей, знающих тонкости и детали той трагедии. Один из них наш обозреватель Сергей Андреев.
Нельзя сказать что катастрофа Р-16 — это что-то из ряда вон выходящее.
Ракеты рвались и до, и после. И у нас, и у американцев, китайцев и др.
В одних случаях — это была плата за познание нового, в других — человеческий фактор — ошибки (неправильно сливали компоненты топлива), или просто головотяпство (уронили гаечный ключ на ракету).
Да, в этой катастрофе погибло очень много людей. С другой стороны жизнь каждого бесценна и нельзя мерять, у кого больше погибло.
Эта катастрофа стала по-своему единственной — её рассекретили более-менее, и с начала 90-х её описания часто попадают в различные публикации, затрагивающие историю ракетной техники.
На западе о том, что произошло на 41-й площадке узнали довольно быстро и постарались всячески использовать эту информацию для дискредитации отечественных достижений. (Уж больно обидно им было, что и первый спутник, и первый человек в космосе были наши).
Помнить о трагических событиях на 41-й необходимо. Основной урок тех событий: нельзя в угоду политическим или иным соображениям обращаться со сложной техникой «на ты».
Эта катастрофа породила и множество легенд, зачастую состряпанных крайне недобросовестными журналистами, жаждущими жаренных фактов.
…Маршал Неделин у ракеты давал пояснения слушателям академий — вспоминал генерал-лейтенант, дважды герой СССР И.В.Мещеряков — мне приятель сказал, мол, чего мы будем стоять и слушать, мы-то всё это знаем, пошли покурим и мы пошли с площадки, вышли через калитку в колючке, тут она (ракета) и взорвалась… Я поднял полы шинели закрыть голову и побежал, пока не споткнулся и не упал…
Сейчас на площадке памятник погибшим. И особенная байконурская тишина.
На площадку ведут ворота в колючке. (Калитку я искал, но не нашёл). Площадку потом восстановили и с неё Р-16 испытывали дальше.
Неделин не мог сидеть под ракетой, как сочинили журналисты. Это не семёрка. Тут и сама площадка маленькая, размером с тенисную, и ракета ставилась на стартовый стол обычных размеров. Обычных — в смысле, он мало по габаритам отличается от того, с чего немцы Фау-2 пускали. Под ракетой сидеть не получится, ну, разве, что птичке какой или крошечной обезьянке.
Оказалось, что под площадкой бункер, куда уводились различные автомобили обслуживания. По краям площадки бетонные входы. (см фото)
(Фото из коллекции С.В.Андреева)
*