В чем важность Киотского протокола? Почему о нем так много спорили? И каких последствий стоит ожидать? В пятницу Госдума России ратифицировала Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этого решения ждали в более чем 120 странах.

Теперь дымящих труб должно стать меньше. Бороться с промышленными выбросами по всему миру станет легче. Поможет Киотский протокол.

На столе у директора Института водных проблем РАН — факс с пометкой «очень срочно». Виктор Данилов-Данильян готовится к семинару, где видные российские ученые еще раз обсудят плюсы и минусы этого глобального экологического соглашения, которое после ратификации в России уж точно заработает. И с максимальной пользой для экономики. «Соглашение будет способствовать таким структурным сдвигам в реальном секторе экономике, которые повысят ее устойчивость и спрос на квалифицированные кадры», — считает Виктор Данилов-Данильян.

Сегодняшнего решения Думы ждали в более чем 120 странах. Ведь протокол вступает в силу только тогда, когда его принимают те страны, которые в сумме выбрасывают в атмосферу 55 процентов парниковых газов. Сейчас набралось 46 процентов. Соединенные Штаты вырабатывают больше всех (35 процентов), но документ ратифицировать не хотят. Присоединение же России дает недостающие 17 процентов. И тогда экологи — уже от лица этих государств — будут контролировать количество вредных выбросов.

Главная задача — спасти планету от экологической катастрофы. Это и учитывали депутаты. «Почему мы берем обязательство? Потому что мы проявляем ответственность перед человечеством за состояние окружающей среды на ближайшие годы», — отмечает председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.

В свою очередь председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Грачев подчеркивает: «Россия становится реально экологическим лидером планеты. До это мы были только экологическим донором планеты».

Экономика явно выиграет. Теперь государствам, которые превышают ограничения по выбросам, придется покупать у России часть ее квот — ведь наша страна их полностью не вырабатывает. Деньги немалые. Подробнее об этом рассказывает Виктор Данилов-Данильян: «Минимальная оценка — 1 миллиард долларов в год. Но есть оценка 4-5 миллиардов. Это средние оценки. И максимальная оценка 10-12 миллиардов».

Есть и другие плюсы. Евросоюз уже обещал: страны, ратифицировавшие Киотский протокол, получат льготы при экспорте товаров в ЕС. И это еще не все. «У нас есть договоренность с Евросоюзом, что мы ратифицируем Киотский протокол в обмен на то, что Европа сделает все для обеспечения благоприятных условий для вступления России в ВТО», — продолжает директор Института водных проблем РАН.

Впрочем, как у любой идеи, у этого документа тоже есть свои противники. Они считают, что протокол тормозит экономическое развитие. Но, как говорит Данилов-Данильян, есть ведь и люди, которые будут отрицать даже теорию относительности.

Сергей Яковлев

Вести.Ru

*