Гаджи Гаджиев: Кто разложил пасьянс и на каком месте там "Крылья Советов" – я не знаю
21 октября на футбольной базе «Крылья Советов» состоялась традиционная предматчевая пресс-конференция, посвященная матчу с ФК «Москва». В пресс-конференции приняли участие главный тренер «Крыльев» Гаджи Гаджиев и нападающий Рони. Приводим ее стенограмму.
Гаджи Гаджиев:
– С момента нашей последней встречи произошло немало событий. К сожалению, большая часть из них не очень приятна – мы потеряли Пошкуса, был не совсем здоров Каряка и поэтому не смог полноценно подготовиться к игре c «Амкаром». Плюс к этому игроки сборной приехали накануне игры, что всегда не лучшим образом влияет на ход подготовки. Это была основная причина того, что мы слишком эмоционально провели матч в Перми. Но отсутствие некоторых ведущих игроков не должно серьезно сказываться на ходе игры команды, которая претендует на высокие места в чемпионате.
– Как вы оцените судейство в этой игре?
— В Перми мы могли бы выступить лучше, если бы не однозначно предвзятое судейство, которое уже в начале игры вывело из себя целую группу футболистов, в том числе Патрика Овие, которого, когда забивался первый гол, просто затолкали в ворота, грубо нарушив при этом правила. Нарушение было – это уже установленный специальной комиссией факт. Не заметить такой грубый фол такому квалифицированному судье, как Баскаков невозможно. Все шло от какой-то изначальной установки. Это было преднамеренное судейство – против «Крыльев». Оно и вывело из себя большинство игроков команды. Я должен сказать, что был достаточно серьезный и строгий разговор с футболистами о том, что мы ничего не сможем изменить, споря с судьей или излишней эмоциональностью. Мы сможем изменить ситуацию только полным самообладанием. У меня была индивидуальная беседа с Овие, и то, что я сейчас говорю, в том числе взято с его слов и ощущений.
– Какие кадровые проблемы перед игрой?
– По сравнению с прошлой игрой – появился Каряка, выбыл Мойзес, дисквалифицирован Кингстон. Желтая карточка была показана ему неправильно, а вот дисквалификация на 3 игры – заслужена. Мойзес тоже карточку получил необоснованно, так как в том эпизоде у него просто поехала нога на скользком поле. Пошкус не выйдет в субботней игре, и я думаю, что ему трудно будет и в дальнейшем, даже если он выздоровеет, так как необходимо какое-то время на то, чтобы набрать определенные кондиции.
– Колодин готов играть?
– Да, но пока не на 100 процентов.
– Как вы оцениваете психологическое состояние команды?
– В целом, сейчас оно в команде неоднозначное: с одной стороны, не самое хорошее, а с другой – нельзя сказать, что футболисты переживают глубокий психологический кризис. Хотя часть потерянных шансов не может пройти бесследно, и это может давить на футболистов. Но это жизнь, это игра, и нужно уметь преодолевать любые ситуации. И мы в состоянии это пережить. Я надеюсь, что матч с клубом «Москва», который заметно улучшил свою игру и в который удачно вписались новые игроки, мы проведем на хорошем уровне. Матч предстоит непростой. Последнюю игру они провели на хорошем уровне, и скорее превосходили «Локо», чем уступали ему в мастерстве. Одной из серьезных проблем будет проблема, связанная с тем, как играть против их пары форвардов и как обезопасить наши ворота от фланговых прорывов соперника.
– После 20-го тура, когда «Крылья» занимали первую строчку в таблице, возникло ощущение, что к лидерству команда была психологически не готова. Может быть нам не хватает какой-то спортивной наглости?
– Может нам не хватает и наглости, но скорее всего, не хватает хорошей игры в обороне. Необходима хорошо организованная игра в обороне всей командой. Игроки, если и понимают это, то на поле показывают не всегда. И это моя недоработка. А психологический аспект… Мы проиграли «Шиннику» и «Зениту», но они не были сильнее нас. Может быть, какая-то часть неудач связана с психологическими проблемами. Например, не забил пенальти Каряка – возможно его вывело из себя то, что сказал ему Малафеев. Да, в Перми мы оказались не готовы психологически, но тут была проблема другого характера. Но вне зависимости от своего психологического состояния нужно соблюдать свои профессиональные обязанности.
– (Рони) Насколько понятны установки Гаджи Гаджиева? Не противоречат ли они твоим убеждениям? Насколько они отличаются от установок Бердыева?
– Любой профессиональный футболист обязан выполнять то, что говорит главный тренер на установке. К сожалению, должен признать, что в последней игре футболисты не выполнили поставленных требований. В то же время, я не стал бы зацикливаться на поражении в Перми, а стал бы думать о предстоящей игре с «Москвой». Что касается различий установок и требований Гаджиева и Бердыева, они конечно есть. Но любой тренер ставит своей задачей вывести команду в чемпионы.
– Мы привыкли, что бразильцы в нашем чемпионате играют нестабильно. Это характерно для бразильского чемпионата, когда после трех-четырех удачных игр следует спад?
– В Бразилии ярким футболистам удается выступать более стабильно. Это связано прежде всего с тем, что в Бразилии для них более комфортная среда. В России это не удается, так как проведи футболист 3-4 удачных игры, на следующей у него будет более полная опека.
– Проблема судейства в Бразилии стоит также остро?
– Я столкнулся с проблемой судейства сразу как начал играть в футбол. Она существует везде. В России же эти проблемы очень бросаются в глаза. Судья может усмотреть фолы там, где их нет, и не увидеть очевидных.
– Какой результат для «Крыльев» лучше в матче «Зенит» – ЦСКА?
– Самый лучший результат матча «Зенит» – ЦСКА – это победа «Крыльев» над «Москвой».
– Если рассмотреть вопрос в более широком смысле…
– Я повторюсь – в этом туре главное для «Крыльев» – победить. Не нужно смотреть на соперников, нужно самим набирать как можно больше очков.
– (Гаджиеву) Что Вы думаете о матче «Зенит» – ЦСКА?
– Каждый клуб защищает свои интересы. В разных странах разные культуры и судейство разное. Я нормально смотрел бы на Баскакова в матче с «Амкаром», но у каждого человека должна быть совесть. Можно помогать команде из-за, допустим, каких-то личных симпатий, но судить нужно, не унижая игроков, работников и болельщиков соперника. Я даже не против стимулирования стремящихся к лидерству клубов соперника конкурирующей команды, но все же должно быть в рамках.
– Вы будете предупреждать игроков о предвзятом судействе накануне игры с ЦСКА?
– Мы говорим об этом не накануне игры, хотя с игроками обсуждаем практически все вопросы. В то же время, есть некоторые детали, которые мы обсуждаем, например, только с руководством. Но даже эти проблемы установочно известны футболистам. Это – наше общее дело. И тренировка, и судейство, и игра – это наши вопросы. И в обсуждении, и в принятии решений мы стараемся действовать коллегиально.
– Объективно сейчас «Крылья» могут противостоять такой мощной команде как ЦСКА?
– Если мы будем в своем лучшем составе и оптимальном состоянии, то мы сможем противостоять кому угодно. В том числе и ЦСКА. Уверен, мы рано или поздно устраним проблемы в обороне и другие игровые недостатки.
– Скажется ли замена арбитра на исходе матча с «Москвой»?
– Замена арбитра – свидетельство существующих проблем, и, наверное, желание некоторых клубов таким образом ее решить.
– (Рони) Как относишься к таким событиям как в матче «Сатурн» – ЦСКА. Сам бы принял участие?
– Я ни при каких обстоятельствах не вступил бы в драку. Я был бы в гуще событий только с одной целью – разнять дерущихся. Любой игрок – профессионал, и он делает свою работу в том числе и для зрителей. А если болельщики видят подобные моменты, то у некоторых из них может возникнуть желание вести себя также.
– Ярцев говорил, что нужно наказать игроков после поражения от сборной Португалии. Вы когда-нибудь замечали, что Каряка, Анюков ездили в сборную к Ярцеву без особого желания?
– Это были эмоции, и думаю, через несколько дней у Ярцева было уже другое мнение. Что касается наших игроков, я убежден в их «чистоте». Они едут играть за национальную сборную своей страны, чтобы защитить честь своей страны, поднять свой имидж, имидж клуба и выступить достойно. Но игра есть игра, и в ней может случиться всякое.
– Бобер неплохо выглядел в товарищеских матчах. Он готов выйти в основе?
– Думаю, да. Сомнения, которые меня посещают в отношении этого футболиста, связаны прежде всего с его нестабильностью. Что касается нашего состава – сейчас непросто выбрать 11 человек. Группа игроков сыграла в Перми не так, как могла бы сыграть, но эта же группа показывала неплохую игру на протяжении сезона.
– Кингстон – 2 игры, 2 красных карточки. Он был как-то наказан?
– Да, он наказан и по линии Премьер-лиги – дисквалифицирован на 3 игры и оштрафован на 30 000 рублей. Он будет наказан и со стороны клуба.
– Он выбыл практически до конца сезона. Будет рассматриваться вопрос о целесообразности его пребывания в команде?
– Возможно. Хотя по игровым качествам к нему особых претензий нет, но сможем ли мы подкорректировать дисциплинарную часть? Думаю, сможем, хотя это будет непросто. Вице-президент клуба Яни Димитров вчера на заседании Премьер-лиги извинился, сказав, что больше виноват клуб, что не смог объяснить ему все нюансы российского судейства.
– (Рони) Что тебе нравится и что не нравится в российской действительности?
– Я приехал сюда не туристом – я приехал сюда работать, поэтому могу не замечать чего-то вокруг. Свободное время я провожу с семьей, и никаких катаклизмов за 2 года в России со мной не произошло. Главное потрясение для меня: климат в России меняется несколько раз в год, причем, меняется не только погода, но и люди. Летом, когда светит солнце, люди доброжелательны и открыты. Как только лето кончается, люди замыкаются.
– Вся Бразилия дышит футболом. В Казани и в Самаре с этим поспокойнее?
– К сожалению, так сложилось, что в Казани нет такой открытости в клубе как в Самаре. Возможно, это идет от руководства. Там трудно общаться с прессой, с болельщиками. В Самаре – все по-другому. Здесь каждый говорит, что думает. В Самаре есть много положительного, хотя, может, нет всего, что есть в Бразилии. Там игроки дают интервью каждый день, по телевидению показывают много футбола, болельщики часто общаются с футболистами.
– В Бразилии по отношению к судьям часто болельщики бывают агрессивны?
– Да, такие проблемы есть и в Бразилии. Есть злые болельщики, в том числе и судьям, бывает, достается. Здесь не так. «Культура боления» здесь и там – разная. Если тут ты проигрываешь, например, финал кубка, то болельщики стараются понять причины и простить команду. В Бразилии же многие болельщики хотят отомстить команде.
– (Гаджиеву) Вы не ограничиваете себя и игроков от чтения прессы на финише чемпионата?
– В Самаре – нет, а например в «Анжи», когда мы потихоньку поднимались, я рекомендовал футболистам не зацикливаться на таблице, не подсчитывать очки, а выходить на игру и делать свое профессиональное дело. Я сам редко смотрю на турнирную таблицу, не просчитываю варианты. Прессу практически перестал читать после начала сезона. Может быть, это не совсем верно, так как информацией нужно владеть и без нее сложно правильно ориентироваться. Но общие сведения о том, что пишут в прессе у меня есть, и специальной информацией я владею полно.
– Как прокомментируете разгромный счет в матче с Португалией?
– Как сказал тренер сборной Португалии, такую победу сборная может быть не одержит еще 800 лет. Если, конечно, в то время все еще будут играть в футбол.
– Год назад Тарханов говорил, что якобы он владеет раскладами, какое место займут «Крылья». Вы владеете подобными раскладами?
– Кто разложил этот пасьянс и на каком месте там «Крылья», я не знаю.
***