Десятый в этом сезоне тайфун «Токагэ», что по-японски означает «ящерица», достигший Японии, стал самым разрушительным за последние десять лет. Скорость ветра во время прохождения тайфуна, радиус которого превышал 800 км, достигала 230 км в час. В Токио порывы ветра достигали 90 км в час. Погибли 65 человек и еще по крайней мере 29 пропали без вести. Более 300 человек получили ранения. Размеры ущерба самые большие с 1988 года, когда на Японию в течение двух недель обрушилось подряд несколько тайфунов, погубивших 84 человека. Как сообщил вчера министр финансов Садакадзу Танигаки, общий ущерб от стихийных бедствий в этом году уже составил 725 млрд 900 млн иен (6,72 млрд долларов).

По стране в эти дни отменялись авиарейсы, все паромные сообщения на юге и некоторые маршруты скоростных поездов, что нарушило планы более 130 тыс. пассажиров и привело к убыткам компаний. А в порту Фусики на побережье Японского моря получил пробоину, ударившись левым бортом о бетонный причал, и осел на дно российский пассажирский теплоход «Антонина Нежданова». Судно принадлежит Дальневосточному морскому пароходству. Как сообщил генконсул России в Ниигате Юрий Степанов, перед подходом тайфуна капитан теплохода Николай Ковалев просил власти порта Фусики предоставить буксир для вывода корабля в открытое море, где можно было бы переждать ураган, однако буксир не прислали, а прибывший на борт местный лоцман заверил, что опасности нет.

44 пассажира и 68 членов экипажа были эвакуированы. Теперь выясняется, кто несет ответственность за гибель судна и, соответственно, оплатит работы по его эвакуации и ремонту.

Этот случай почти повторяет происшествие с другим российским судном, случившееся 7 сентября во время предыдущего тайфуна «Сонгда» на юго-западе Японии, в порту города Хацукаити. Тогда российский сухогруз «Блю Оушн», привезший в Японию груз древесины, волнами бросило на камни, и он затонул. На его борту находились 18 человек, четверо погибли. Японские власти в итоге обвинили капитана судна Владимира Мелентьева в нарушении приказа выйти в открытое море во время шторма, что повлекло гибель людей. Капитан утверждал, что перед приходом тайфуна запросил у японских властей буксир, поскольку своими силами сухогруз был не в состоянии выйти из гавани, однако тот предоставлен не был.

В некоторых районах Японии привлеченным на помощь подразделениям сил самообороны страны приходилось снимать людей с крыш и вывозить на вертолетах из залитых водой районов. Так, в настоящий плен попали 36 пассажиров и водитель автобуса дальнего следования, машину которых затопило почти полностью. Им пришлось просидеть на крыше автобуса несколько часов, ободряя друг друга и распевая песни, пока на помощь не прилетели два военных вертолета.

По всей стране было затоплено более 15 700 частных домов; сотни жилищ разметали сильнейшие порывы ветра, десятки погребены под оползнями, более 13 тыс. человек в настоящее время помещены в места временного проживания. Несколько нефтеперерабатывающих заводов были вынуждены прекратить отгрузку продукции на танкеры, однако в Японии на случай тайфунов и землетрясений все службы имеют аварийные запасы топлива, и недостатка в нем не было.

После полудня в четверг тайфун «Токагэ» превратился в обычный тропический шторм и ушел на восток, в Тихий океан.

Андрей ФЕСЮН, корреспондент РИА «Новости» в Токио, — для «Времени новостей»

№ 194 22.10.2004

«Время новостей»

*