Вещь в себе. Правительство пробует разобраться в административной реформе ("ВН")
Вчера кабинет министров обсуждал административную реформу. В ходе более чем двухчасовой дискуссии отчетливо проявилось то, о чем эксперты предупреждали еще на старте — полгода назад, когда началось преобразование федеральных исполнительных органов власти. А именно о том, что каждый следующий шаг на пути трансформации существующей десятилетия системы управления страной будет все труднее, а разрешать постоянно возникающие противоречия придется все виртуознее.
Уже сейчас реформа осложнена тем, что начинать ее следующий этап приходится, не завершив предыдущий. Еще не ликвидированы функции, признанные избыточными или дублирующими (для этого необходимо поправить более 300 законов), далека от совершенства система взаимодействия внутри абсолютно новой для России трехзвенной системы федеральных органов исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства). Более того, вчера вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф в один голос выступили за введение в министерствах поста статс-секретаря для работы с парламентом. Потому что идея фикс сократить количество заместителей министров до двух привело к хаосу в работе министерств. Оказалось, что два заместителя не могут справиться с текущей деятельностью, да еще и лоббировать правительственные законопроекты в Госдуме, поскольку депутаты недовольны тем, что с ними работают чиновники «не того уровня»— простые главы департаментов.
Ждать, пока все утрясется, и только затем сделать новый шаг, по мнению кабинета министров, нельзя. Потеря темпа грозит стагнацией и, в конечном счете, провалом административной реформы. И этим не ограничится. Как заявил вчера вице-премьер, глава правительственной комиссии по этой реформе Александр Жуков, отсутствие качественных административных систем на всех уровнях тормозит другие институциональные реформы. «Если ее удастся осуществить в намеченном темпе и объемах, с реализацией других реформ будет значительно проще — исчезнут тормозящие их объективные и субъективные препятствия», — убежден вице-премьер.
Нежелание терять темп реформы выразилось в предложении комиссии разработать и принять Федеральную целевую программу по административной реформе (ее концепцию уже сегодня предполагается рассмотреть в Белом доме) и разобраться, наконец, с Федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) и Федеральными государственными учреждениями (ФГУ). Было установлено, что многие из них осуществляют властные полномочия по госконтролю или надзору, одновременно занимаясь коммерцией, оказывая платные услуги. По словам г-на Жукова, «значительная часть закрепленного за ними имущества используется в коммерческих целях, при этом доля бюджетного финансирования и работ по госзаказам минимальна». Из 25 тысяч таких подведомственных структур вице-премьер предложил оставить в федеральной собственности лишь немногим более тысячи ФГУПов и примерно 9,5 тысячи ФГУ. Остальные — либо передать на уровень регионов, либо ликвидировать или приватизировать.
Однако вчера выяснилось, что не все чиновники готовы сдать подведомственные структуры. Например, глава федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что комиссия по административной реформе предлагает приватизировать 172 находящихся в ведении агентства предприятия, включенных в список стратегических объектов, которые могут быть выведены из собственности государства только по решению президента. «Необходимо досконально рассмотреть каждое предприятие, без аргументации, чохом определять их к приватизации неправильно», — сказал г-на Алешин. Александр Жуков, без сомнения, ждал сопротивления чиновников, но вряд ли думал о такой примитивной форме лоббизма. Дело в том, что эти предприятия уже рассматривались на комиссии, и по ним было принято согласованное решение.
Однако вчера выяснилось, что не все чиновники готовы сдать подведомственные структуры. Например, глава федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что комиссия по административной реформе предлагает приватизировать 172 находящихся в ведении агентства предприятия, включенных в список стратегических объектов, которые могут быть выведены из собственности государства только по решению президента. «Необходимо досконально рассмотреть каждое предприятие, без аргументации, чохом определять их к приватизации неправильно», — сказал г-на Алешин. Александр Жуков, без сомнения, ждал сопротивления чиновников, но вряд ли думал о такой примитивной форме лоббизма. Дело в том, что эти предприятия уже рассматривались на комиссии, и по ним было принято согласованное решение.
Вряд ли г-н Жуков ждал критики со стороны коллег по партии. Однако, дождался. Депутат Госдумы, лидер общероссийской организации «Молодежное единство» Александра Буратаева выступила против передачи профтехучилищ в ведение регионов. Вице-премьер парировал изящно, переложив вину на саму г-жу Буратаеву. Оказывается, ПТУ уйдут регионам отнюдь не из-за козней комиссии по реформе, а по закону о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами, за который голосовала «Единая Россия».
Впрочем, сильнее всего реформаторам досталось не от депутатов, а от мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Ставшая уже традиционной борьба регионов с центром за полномочия, налоговые доходы и собственность вчера обрела новые краски. Г-жа Матвиенко с присущей ей эмоциональностью сообщила о существенном улучшении демографической ситуации в городе на Неве. Но речь она вела отнюдь не об увеличении рождаемости или снижении уровня смертности. Оказывается, невероятными темпами плодятся чиновники — сотрудники территориальных органов федеральных служб и агентств. По ее словам, их стало уже больше, чем до реформы. «Такое впечатление, что чиновники, сокращаемые в Москве, переводятся в регионы», — предположила она. Юрий Лужков, сидевший плечо к плечу с питерским градоначальником, возразил: «В Москве тоже увеличиваются». Валентина Матвиенко предложила объявить мораторий на создание новых территориальных органов в регионах до тех пор, пока не будут определены их полномочия. Это предложение, однако, не прошло. Причина та же — нельзя допустить замедления реформы, которая и так может растянуться на долгие годы.
Алексей Кудрин, поделившись с коллегами мнением, что реформа реализована пока лишь на 10%, рассказал поучительную историю про то, как аналогичные преобразования проводила в Великобритании Маргарет Тэтчер. В 80-е годы прошлого века она тоже сокращала чиновников, повышала эффективность власти, приватизировала госсобственность. По словам г-на Кудрина, лишь на седьмой год реформы «железная леди» пришла к выводу о необходимости разделения правительственных органов на министерства и агентства. И эта работа завершилась только в 1996 году. «Сегодня по эффективности госуправления Великобритания — в первой десятке», — задал ориентир г-н Кудрин.
Ориентир, похоже, еле различимый. О сегодняшнем уровне госуправления в России говорит хотя бы тот факт, что, по признанию г-на Кудрина, половина вносимых в Минфин документов не соответствуют либо полномочиям министерства, либо регламенту, либо нормативным актам. Услышав такое, подобно Архимеду, восклинувшему «Эврика!», отреагировал глава Минсельхоза Алексей Гордеев: «Наконец я получил ответ на вопрос, почему письма, направляемые Кудрину, оказываются у начальников отделов». И тут же философично, совсем по-сократовски, охарактеризовал общий ход административной реформы: «Перемены к лучшему следуют с такой скоростью, что ничего из хорошего не успевает прижиться».
И премьер, похоже,со своим министром отчасти согласен. «Издержки очевидны. При желании писать на чистовик мы вынуждены работать на черновике. Главное, чтобы клякс больших не было», — заявил Михаил Фрадков, подводя итог обсуждения.
Михаил ВОРОБЬЕВ
«Время новостей»
№ 194 22.10.2004
***