Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству обсуждал внесенные президентом страны Владимиром Путиным правовые новации, предполагающие отныне назначать губернаторов регионов. Итог заседания легко прогнозировался изначально.

Члены профильного комитета одобрили все представленное и рекомендовали принять президентские законопроекты в первом чтении на заседании Госдумы 29 октября. Но… Но поведав о своем мнении миру, руководители комитета тут же заявили, что окончательное заключение они представят даже не сегодня, а только лишь в понедельник. То есть возьмут некий тайм-аут для уточнения собственных соображений. Благо, несмотря на полную депутатскую готовность одобрить любое президентское начинание, дополнительных мыслей обещает появиться в изобилии.

Заметим, что разные поправки и уточнения не замедлили возникнуть. Уже на вчерашнем заседании «профильные комитетчики» проговорились о необходимости доработать некоторые положения законопроекта. Речь в конкретном случае шла о тезисах, предусматривающих предварительную процедуру согласования-консультаций по поводу президентских кандидатов в губернаторы с местными законодательными собраниями, а также более корректной с правовой точки зрения терминологии, необходимой для окончательной редакции документа. И это обстоятельство наглядно подтверждает мысль о том, что представленный на обсуждение думцев законопроект является крайне сырым и «недописанным».

Проще говоря, это всего лишь идея президента назначать губернаторов, задокументированная для окружающих в наиболее общем виде.

-«В сегодняшней своей интерпретации законопроект поражает обилием «белых пятен» и крайне спорных установок, — считает эксперт НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский.

— Не думаю, что это небрежность правового управления администрации президента. Тем более, в изначальном варианте такой реформы все нюансы были прописаны гораздо более тщательно. Другое дело, что из нынешней редакции многое оказалось изъято, но вряд ли окончательно утрачено. Кремль создает некую иллюзию демократического обсуждения, когда поправки с уточнениями станут вноситься депутатами и представителями регионов этаким «экспромтом».

Запланированные «разъяснения» и «уточнения», наверняка, уже розданы депутатам. Впрочем, место для торга с региональными элитами все равно остается, что должно несколько сгладить возникшую по этому поводу напряженность между ними и Кремлем». К числу наиболее спорных и требующих дополнительной проработки аспектов документа, помимо уже названных депутатами, можно отнести, как минимум, еще несколько. Так например, каков критерий определения кандидатов в губернаторы со стороны самого президента? Пока в законопроекте существует лишь одна догма «не моложе 30 лет», что явно недостаточно и открывает двери к власти, скажем, многократно судимым персонажам. Нет четкого определения мотивировок отстранения назначенных глав регионов от должности.

«Утрата политического доверия президента» в этом отношении, вероятно, замечательный аргумент для митинга, но для потенциально возможных судебных разбирательств не годится. Не проработана и процедура роспуска региональных заксобраний на случай блокирования назначенцев президента. Как и в предыдущем примере, с точки зрения Конституционного суда, здесь могут возникнуть самые неожиданные для Кремля трактовки. Нет определенности также с количеством циклов и даже просто отдельным сроком полномочий назначенцев — нынешние «до 5 лет» на практике способны трансформироваться и в 1 день и, с таким же успехом, в бесконечность.

Это лишь некоторые «белые пятна», приведенные здесь, как говорится, навскидку. Впрочем, данные обстоятельства, по мнению экспертов, нисколько не замедлят сам процесс прохождения законопроекта через Думу и дальше — Совет Федерации вплоть до подписания президентом. Аналитики сходятся в своих оценках на том, что 29 октября «назначение губернаторов» утвердят в первом чтении, а спустя пару недель сразу во втором и третьем.

Таким образом, региональные выборы первых лиц, назначенные на декабрь, как скажем, в Волгоградской, Брянской, Псковской, Ульяновской и других провинциях, станут последними. Дальше глав регионов будет определять исключительно президент. К слову, первым таким «государевым ставленником», по всей видимости, получится руководитель Самарской области. Местная эпопея с бесконечным назначением и отменой выборов, которые первоначально должны были состояться еще в сентябре, довольно однозначно свидетельствует об искусственном затягивании этого процесса. Не секрет, что все здесь развивается именно так во многом благодаря действующему губернатору Константину Титову.

Сегодня Константин Алексеевич почти публично грезит о лаврах «самого первого» президентского назначенца и даже переметнулся для пущей убедительности из собственной Социал-демократической партии России в стан «Единой России». Весь вопрос в том, действительно ли в Кремле захотят открывать реформаторскую практику именно с Титова?

Константин ДЕМЧЕНКО

«Русский курьер»

№ 399-2004-10-22

"Русский курьер"

*