Руководители двух (не самых провинциальных) субьектов Федерации — Москвы и Санкт-Петербурга — прямо на заседании правительства РФ раскритиковали… федеральный центр. До «бунта на корабле», правда, пока дело еще не дошло. Юрий Лужков и Валентина Матвиенко до сих пор не были замечены в проявлениях нелояльности президенту Владимиру Путину.

Но и самое ласковое, домашнее животное ведь может огрызнуться, если погладить его против шерсти. Мэр и губернаторша вчера солидарно выразили недовольство разрастанием штата органов государственной власти в своих регионах. Матвиенко возмутилась тем, что федеральный центр все еще не согласует с региональной властью создание в субъектах своих новых структур: «Нас никто в известность не ставит». Если «до реформы», как объяснила Валентина Ивановна, в городе Санкт-Петербурге «было 13 тысяч федеральных чиновников, то сейчас их становится больше». «В Москве тоже увеличивается», — поддержал коллегу Лужков. «Например, формируются структуры экологического надзора, но в субъектах Федерации уже есть свои надзоры», — привел Юрий Михайлович свой пример несправедливости в нью-распределении полномочий центра и регионов. Федеральный центр — в лице «единственного» вице-премьера Александра Жукова — попытался возразить товарищу по партии Лужкову, успокоить.

Некоторый параллелизм, признал «медведь» из Белого дома, действительно имеет место, но… «имеются и резервы для улучшения координации». Вероятно, если бы мэр Москвы услышал это от президента России, то таким ответом наверняка бы удовлетворился. Но тут он встал на дыбы: «Ответ на вопрос, который нас волнует, не является исчерпывающим». И позиция Юрия Михайловича на сей раз выглядела непреклонной. Особенно, что касается самого святого — земельных владений: «Есть функции, которые мы никогда не сможем передать федеральным органам, например, земельный кадастр». Но правительству России, со сменой премьера закусившему удила «администативной реформы», остановиться уже трудно.

Матвиенко предложила кабинету министров хотя бы временно приостановить экспансию федерального чиновничества в регионы. Это, по ее мнению, можно сделать, введя мораторий (на полгода-год) для создания пореформенных территориальных органов федерального центра в субъектах — до определения их функций и полномочий. Но губернатора Санкт-Петербурга, даже сами знаете, чью протеже, Валентину Ивановну федеральные чиновники не поддержали. Лидеры российских регионов — народ вообще удивительный, парадоксальный. Казалось бы: каждый из них в свое время «съел суверенитета, сколько мог» и аппетит уже приходил во время еды. И уходил, когда власть в Кремле поменялась. Но вот Путин решил лишить их права прямого избрания — и они, даже не сопротивляясь, восторженнно объявили о своей солидарности с, казалось бы, губительной для них инициативой. Каждый, видимо, расчитывает, что президент РФ оценит верность и предпочтет именно его.

«Это, конечно, проявление мазохизма, — сказал как-то по поводу безудержной поддержки главами регионов новейшей «административной реформы» Борис Немцов (он ведь тоже был губернатором), но мне такой кайф непонятен». По всей видимости, политические «мазохисты» уже смирились со стасусом назначенцев. Но одно грело душу: раз назначат (за примерное поведение), то и навластвоваться в своей вотчине позволят всласть — мешать не будут. Но вот незадача: рядом с каждым региональным чиновником, похоже, усядется чиновник федеральный, и мириться с этим даже сгубо лояльным все труднее.

Александр МИТРОФАНОВ

«Русский курьер»

"Русский курьер"

*