Домино на щелбаны. Россияне расхотели играть с государством в пенсионную реформу ("НИ")
На днях было объявлено: лишь 50 тыс. россиян доверили в этом году свои пенсионные деньги управляющим компаниям (УК). Это говорит о том, что пенсионная реформа, едва начавшись, c треском провалилась.
По данным Минсоцздрава, к концу лета заявлений о переводе накопительной части пенсий в управляющие компании было подано всего 4 тыс., и это был крах не только самой реформы, но и каких бы то ни было воспоминаний о ней. К 1 октября, когда вышел срок выбора, который будущие пенсионеры должны были сделать в пользу той или иной УК, цифра возросла в разы – до 50 тыс. Однако гордиться реформаторам все равно нечем – речь ведь идет о десятых долях процента работающих россиян. Напомним, что в прошлом году УК выбрали более 700 тыс. человек и правительство таким результатом было разочаровано и даже обескуражено.
Попытка объяснить удручающую пассивность соотечественников при распоряжении своими деньгами стойким недоверием к любым частным финансовым институтам выглядит несерьезно. С каждым месяцем все больше россиян вкладываются в паевые инвестиционные фонды, играют на всякого рода биржах, осваивают премудрости финансовых операций в Интернете. Да и частные солидные банки на недостаток вкладчиков не жалуются. Другое дело, что люди идут туда, где правила игры четко прописаны. Даже если там есть риск, его можно просчитать, спрогнозировать возможные доходы и потери, выбрать стратегию и тактику, наконец, просто постоянно иметь информацию о состоянии своих финансовых дел.
Случай с пенсионной реформой – совсем из другой истории. Сев играть с государством в преферанс на деньги, мы все вскоре обнаружили, что играем в домино на щелбаны. Чиновники весь прошлый и нынешний годы только и делали, что дискредитировали проводимую ими же реформу, то сокращая число ее участников, то резко меняя правила поведения.
Сначала весной из реформы выбросили 5 млн. россиян старше 1967 года рождения. Потом, впервые с момента старта реформы к пенсионным накоплениям наряду с частными УК были допущены негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Появилась надежда, что новые участники этого рынка хоть как-то оживят его. Однако вскоре выяснилось, что НПФ, в отличие от государственного ПФР, должны платить 24% налога на прибыль с поступающих взносов и с доходов от инвестирования этих средств, а энпээфовские потенциальные пенсионеры – еще и 13% подоходного налога с полученных «барышей».
В результате дело фактически стоит на месте. А ведь лет через 10–15 число пенсионеров сравняется с армией работающих россиян, и государство уже сейчас не скрывает, что всех их оно не прокормит. Поэтому, собственно, реформа и была затеяна.
Опрошенные «Новыми Известиями» специалисты, единодушно оценивая нынешнее состояние реформы как плачевное, тем не менее полагают, что еще не все потеряно. При желании и умении дело еще можно сдвинуть с мертвой точки. Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер считает, что действовать нужно срочно. Во-первых, необходимо возобновить работу Национального совета по пенсионной реформе при президенте РФ, который не собирался уже несколько лет (возглавляет его, кстати, председатель правительства). Именно совет должен стать мозговым центром, усилиями которого реформа будет выведена из тупика. Во-вторых, еще не поздно начинать массированную информационную кампанию.
По мнению многих руководителей управляющих компаний, одна из главных проблем заключается как раз в том, что будущие пенсионеры о реформе, напрямую их касающейся, так ничего толком и не знают. По данным «НИ», некоторые УК в первые реформенные месяцы тратили на рекламные и пиар-кампании до полутора миллионов долларов, а правительство от расходов на эти цели скромно воздержалось. Эту информацию подтвердил нам и гендиректор УК «НВК» Салават Халилов, заявив, что государство в первую очередь должно потратить те 6 млн. долларов, которые были выделены на разъяснительную работу по пенсионной реформе в прошлом году. «По моим сведениям, эти деньги вообще не израсходованы, а может быть, пошли на другие цели», – отметил он.
Специалисты уверены, что в создавшейся ситуации правительство должно принимать конкретные и неотложные решения. «Нужно уравнять государственные и негосударственные пенсионные фонды в налоговых условиях», – заявил «НИ» член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов. С ним согласен и председатель думского комитета по гражданскому законодательству Павел Крашенинников, предлагающий освободить НПФ от уплаты налога на добавленную стоимость. Депутат полагает, что при добровольном накоплении пенсий в фондах подоходный налог следует брать не со взносов в НПФ (если они не превышают 10% годового дохода гражданина), а с выплачиваемых пенсий.
Начальник клиентского обслуживания компании «Атон» Константин Беликов убежден, что надо идти еще дальше. Сейчас, по его словам, УК очень сильно ограничены в выборе инструментов, в которые могут быть вложены накопления будущих пенсионеров.
Словом, уверены эксперты, опускать руки рано и нынешнее поколение не старых еще россиян сможет жить на пенсию. Нужно только, чтобы правительство прониклось этой уверенностью и наконец начало действовать разумно и последовательно.
ИСТОРИЯ ПРОВАЛА В ЧИСЛАХ
В 2003 году доверить свои пенсионные деньги управляющим компаниям решились примерно 700 тыс. граждан РФ, что составило около 2% работающих россиян. 55 управляющих компаний собрали 1,6 млрд. руб., или около 4% от того, что получила в управление государственная УК – Внешэкономбанк. На 1 октября 2004 года желающих активно участвовать в пенсионной реформе осталось всего 50 тыс.
КАХА КАХИАНИ, МИХАИЛ КРЮЧКОВ
«Новые Известия»
22.10.04
пятница
*