Реформы Путина могут вызвать негативные последствия ("Washington Times")
Складывается впечатление, что объединение регионов выгодно исключительно центру, так как автономные округа перестанут получать дотации из федерального бюджета, власти регионов возьмут на себя заботу о населении экономически слабых территорий, а весь процесс будет представлен как триумф государственной идеологии. Но в этом процессе есть одна группа, чьи интересы не принимаются во внимание: люди, которые там живут.
Стремление сократить количество административных субъектов в России может быть выгодно для федерального правительства. Но при этом может снизиться уровень жизни в мелких административных образованиях, которые планируется ввести в состав больших областей. Кроме того, в новых расширенных регионах может возникнуть хаос.
Таково мнение Натальи Зубаревич, директора региональных программ Независимого института социальной политики. В эссе, которое появилось на интернет-сайте фонда «Либеральная миссия», она анализирует, к каким последствиям может привести политика Владимира Путина по сокращению количества областей и автономных регионов в ближайшие годы.
Зубаревич отмечает, что предложенная президентом реформа – это попытка преодолеть внутреннее противоречие, которое заложено в российской конституции. Основной закон дает девяти автономным округам статус независимых субъектов федерации, и в то же время эти округа находятся в административном подчинении у больших по размеру областей и краев. Существует только одно исключение из этого правила – Чукотский автономный округ, который успешно «развелся» с Магаданской областью в 1993 году после того, как Конституционный Суд России принял соответствующее решение.
Первый шаг по объединению регионов уже сделан – в декабре 2005 планируется объединить Коми-Пермяцкий автономный округ с Пермской областью, в настоящее время идет дискуссия об объединении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью.
Наталья Зубаревич считает, что в стремлении ликвидировать автономные округа есть своя логика. Но все же этот процесс следует замедлить или даже остановить. К такому выводу Наталья Зубаревич пришла после того, как изучила варианты объединения девяти автономных округов с более крупными регионами. Прежде всего она отмечает, что ситуация в каждом административном субъекте уникальна и к каждому из них нужен особый подход.
Большинство таких регионов являются слабозаселенными, экономически неразвитыми и живут на дотации из федерального бюджета. Хотя среди них есть исключения: Ханты-Мансийский автономный округ, население которого составляет 1,5 млн человек, и Ямало-Ненецкий АО – 530 тысяч человек.
Что более важно, Ханты-Мансийский АО намного более сильный (его ВРП – валовый региональный продукт – в 7 раз больше, чем в Тюменской области), регион более богатый и экономически развитый, чем его бывшая «материнская территория, с которой его хотят вновь объединить. По словам Натальи Зубаревич, в результате такого объединения слабый будет управлять сильным, что создаст массу проблем.
Объединение краев/областей и автономных округов может вызвать неблагоприятные последствия с точки зрения экономики, и еще худшие – с точки зрения политической и социальной ситуации, если объединение решат проводить всегда по одной схеме. За исключением нефтедобывающих регионов, таких как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, население большинства из этих субъектов живет только за счет денег федерального центра.
Начавшаяся дискуссия об объединении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области выявила ряд недостатков той системы, которая существует сегодня. Сейчас Усть-Ордынский Бурятский АО имеет душевые доходы бюджета в 1,8 раз выше, чем Иркутская область. При этом область экономически сильнее, у нее больше объемы производства, в том числе экспортного, а в Усть-Ордынском АО, кроме слаборазвитого сельского хозяйства, ничего нет. Получается, что бедный субъект федерации живет лучше, чем более развитый из-за несовершенства системы федеральной помощи. Эту систему нужно изменить, считает Зубаревич.
Предполагается, что после объединения область не будет получать федеральные трансферты, причитающиеся Усть-Ордынскому АО, и это может быть причиной, по которой федеральные власти стремятся объединить эти два региона. Но это будет несправедливо по отношению к Иркутской области, которая должна будет взять на себя роль паровоза и тащить слабый автономный округ. Не все области захотят взваливать на свои плечи такую ношу и финансировать социальную сферу автономных округов, что может снизить уровень жизни последних.
Это вызовет протест, особенно после того как жители округов, пострадавшие экономически, поймут, что вместе с автономией они потеряли возможность сохранять свои культурные и национальные традиции.
Наталья Зубаревич пишет, что и руководители новых укрупненных регионов окажутся в сложной ситуации. Им придется находить больше денег для «новых» жителей своих регионов. Кроме того, нет инфраструктуры, необходимой для эффективного управления новыми образованиями.
Даже в европейской части страны между областями зачастую нет нормальных дорог, а при возросших расстояниях и плохих коммуникациях придется, видимо, управлять, облетая территорию на вертолете, считает Зубаревич. Она не считает, что нужно отказаться от идеи объединять небольшие регионы в более крупные. Но проводить такую политику следует с учетом интересов населения регионов и применяя особый подход к каждому административному субъекту.
Сегодня этого нет. Складывается впечатление, что объединение регионов выгодно исключительно центру, так как автономные округа перестанут получать дотации из федерального бюджета, власти регионов возьмут на себя заботу о населении экономически слабых территорий, а весь процесс будет представлен как триумф государственной идеологии. Но в этом процессе есть одна группа, чьи интересы не принимаются во внимание: люди, которые живут в этих краях и областях и чьи интересы могут пострадать в результате объединения. Если власти сегодня проигнорируют интересы населения, то завтра люди найдут способ отстоять свои права.
Washington Times Пол Гоубл
10:57 21 октября
Переведено 21 октября 2004
InoPressa.ru
*