Нобелевская премия в области бюджета. Правительство не дало депутатам увеличить социальные расходы ("ВН")
Обсуждение бюджета-2005 во втором чтении неожиданно оказалось на редкость интригующим занятием. Сначала из правительственной ложи куда-то пропали все министры. Потом министры нашлись и переругались с депутатами на извечную тему: кому добавить, а кому сократить расходы. Затем министр финансов Алексей Кудрин давал уроки жизни студентам и спорил с членами бюджетного комитета насчет Нобелевской премии.
Рассмотрение бюджета пришлось отложить на полчаса. Когда спикер пригласил для доклада на трибуну главу бюджетного комитета Юрия Васильева, оказалось, что в правительственной ложе нет ни одного представителя правительства. Г-ну Васильеву пришлось сесть, а палате тут же разъяснили, что один член правительства в Болгарии, другой заболел, а что случилось у третьего — никто не расслышал. Через какое- то время камера протокольной съемки вдруг показала полную ложу: в ней заседали вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин, его заместитель Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, а также министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Спикер Борис Грызлов пояснил, что эти люди не опоздали, просто бюджет начали обсуждать на десять минут раньше положенного.
Г-н Васильев вновь поднялся на трибуну и пояснил, по каким разделам решено расходы урезать. На 10 млрд руб. сократился раздел «Общегосударственные вопросы», на столько же раздел по государственному и муниципальному долгу, на 417 млн уменьшился раздел «Другие общегосударственные расходы». Увеличили расходы на охрану окружающей среды, на межбюджетные трансферты и на обеспечение жильем военнослужащих. Причем за последних сильно ходатайствовало правительство, буквально заставив бюджетный комитет перераспределить деньги в их пользу.
Обсуждение началось с того, что депутат Сергей Глазьев предложил вернуть бюджет в первое чтение. Мотивировка была такая, что при дефиците внебюджетных фондов (пенсионного, а также фондов социального и медицинского страхования) правительство отказывается использовать деньги, «прогорающие» в стабфонде. Министр финансов Кудрин повторил, что вопрос о расходовании денег стабфонда решен еще в первом чтении, «черта подведена», и к этому вопросу правительство возвращаться не намерено.
Но депутаты не отступали. Давняя противница стабфонда, член бюджетного комитета Оксана Дмитриева предложила несколько поправок, более радикально перераспределяющих деньги между разделами. По ее словам, вместо складирования и сжигания денег в стабфонде и накапливания внутреннего долга нужно снять с раздела «Госдолг» больше, чем было предложено. Г-н Кудрин опять повторил, что вопрос о стабфонде больше не обсуждается, на 2005 год запланировано сокращение госзаначки, что использование этих денег на социальные цели вызовет «дефицит и девальвацию», а увеличенные зарплаты обесценятся. «Нобелевская премия по экономике, между прочим, посвящена была теории ожидания, — заметил он Дмитриевой, — так что ваше выступление, Оксана Генриховна, вызовет в экономике негативные ожидания».
«Премия была присуждена ученым, относящим себя к неокейнсианцам, — парировала доктор экономических наук профессор Дмитриева, — они как раз доказывают, что рост экономики достижим за счет повышения совокупных расходов, а у вас идеология торможения. Как раз вы противоречите принципам, провозглашенным работой нобелевских лауреатов».
Многие депутаты, похоже, перепутали второе чтение с третьим и пытались «перепилить» деньги уже внутри разделов. Например, решить, как будут распределяться средства инвестиционной программы. Может быть, не разобрались с новой бюджетной классификацией (когда некоторые статьи оказались поглощены другими), а может, просто в Думе оказалось много новичков, не знакомых с процедурными тонкостями. Некоторые депутаты, говорят, уже даже сообщили в регионах, что выбили инвестиционные деньги для своих избирателей. Тогда как, по словам министра финансов, пообъектная инвестиционная программа будет представлена только к третьему чтению бюджета, которое состоится 29 ноября.
До конца заседания депутаты обсуждали, что раз можно было сократить расходы на госдолг ради военных, почему бы не сократить иные расходы. Например, на питание школьников из многодетных семей и повышение стипендий студентам (сверх того, насколько стипендии возрастут после повышения МРОТ). На это г-н Кудрин ответил: и я был студентом, стипендии не хватало, все годы учебы приходилось работать, а ведь сейчас есть еще больше возможностей работать и зарабатывать.
Ирина СКЛЯРОВА
«Время новостей»
№ 193 21.10.2004
*