20 октября в одном из центральных кинотеатров Лондона откроется 48-й по счету Лондонский кинофестиваль.

По традиции он открывается новым британским фильмом, и в этом году организаторам долго ломать голову над выбором премьерной картины не пришлось. Выбор этот был более чем очевидный — «Вера Дрейк», новый фильм одного из лучших британских режиссеров Майка Ли. Чуть более месяца назад он был удостоен «Золотого льва» на фестивале в Венеции.

Ли — режиссер жестко реалистичного, социального и часто остро критичного кино. В его послужном списке такие известные картины как «Обнаженные», «Тайны и ложь», «Все или ничего».

В новом фильме с присущей ему жесткостью Ли обращается к эпохе своего детства, к послевоенной Англии, не только точно и с юмором изображая жизнь простой рабочей семьи, но и ставя острую проблему — незаконных тогда еще в Британии абортов.

В отличие от Венецианского и других самых известных и престижных мировых кинофорумов, Лондонский фестиваль призов не вручает, здесь нет столь шумной и яркой тусовки как в Канне, нет и громких мировых премьер.

Лондонский строится по принципу «фестиваля фестивалей» и славен прежде всего своей в высшей степени обширной и обстоятельной программой, с которой знакомятся не только съезжающиеся в эти дни в Лондон представители мировой киноиндустрии и кинопрессы, но и многие тысячи зрителей, заполняющих на две недели лучшие кинотеатры британской столицы.

180 полнометражных и свыше ста короткометражных и мультипликационных фильмов представляют кинематографии со всех уголков мира — от Анголы до Уругвая, от мощных голливудских блокбастеров до скромных экспериментальных картин.

Программа фестиваля в высшей степени разнообразна. Это разнообразие прекрасно иллюстрируют даже названия ее разделов: «Французские обороты», «Новое британское кино», «Кино Европы», «Кино мира», «Эксперименты», «Музыкальные документы», «Сокровища из архивов». Есть даже специальная программа фильмов с гомосексуальной тематикой.

В каждом разделе есть своя изюминка. В «Новом британском кино» — это долгожданный режиссерский дебют скандально известной художницы Трейси Эмин «Высшая точка» — название заимствовано у дискотеки в провинциальном городке Маргейт, где росла художница.

Во французской программе — фильм Кристофа Оноре «Мой муж», экранизация романа не менее скандально известного Жоржа Батайя со знаменитой Изабель Юппер в главной роли.

В «Кино Европы» — наделавший много шума у себя дома документальный фильм «Чешская мечта», в котором двое молодых кинематографистов запечатлели организованный ими грандиозный обман — мощную рекламную кампанию по открытию в Праге несуществующего супермаркета.

В «Эксперименте» — грандиозное трехчасовое полотно режиссера Тома Андерсена «Лос-Анджелес играет сам себя», в котором скрупулезно и изобретательно выстроены кадры великого города, район которого — Голливуд — стал символом кино.

Ну а в архивной программе — это, конечно же, восстановленная к 50-летнему юбилею классическая лента Элии Казана «В порту» с совсем еще молодым Марлоном Брандо.

Как всегда, не обошлось и без российского кино. К сожалению, правда, не доехал до Лондона заявленный в программе «Водитель для Веры», но зато лондонские зрители увидят уже прошедший на российских экранах «Коктебель» Алексея Попогребского, а также «Время жатвы» Марины Разбешкиной и завоевавший главный приз Московского фестиваля фильм Дмитрия Месхиева «Свои».

Би-Би-Си

*