18 октября в министерстве сельского хозяйства и продовольствия состоялось расширенное заседание Правительства Самарской области под председательством Губернатора Константина Алексеевича Титова.

С основным докладом выступил министр сельского хозяйства и продовольствия области Александр Васильевич Румянцев. Он, в частности отметил, что в 2004 году посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 1 миллион 852 тысячи гектаров, что на 61 тысячу превышает уровень 2003 года. Под зерновыми культурами было занято 1 миллион 276 тысяч гектаров, из которых 332 тысячи (26%) составлял озимый клин. Однако в результате засухи общие площади, подлежащие уборке, сократились до 1 миллиона 803 тысяч гектаров, в том числе зерновых культур — 1 миллион 228 тысяч гектаров (в 2003 году – 1039 тыс. га). Картофель и овощи размещены на площади 6,1 тысяч гектаров, или на 1,4 тысяч больше предыдущего года. Посевы кормовых культур — на 307 тысячах гектаров.

Уборка урожая была организована более слаженно, чем в прошлом году. Силами 440 звеньев механизаторов она была проведена за 35 рабочих дней. Были активно привлечены технические средства машинно-технологических станций в количестве 268 комбайнов, в том числе 170 комбайнов — Областной МТС, из них 87 комбайнов «Кейс». Общая площадь, убранная всеми МТС, составила 115 тысяч гектаров, или 10% площадей, что на 30% выше уровня прошлого года.

Общий валовой сбор зерна по области составил около 1,5 млн. тонн, что на 8% выше уровня прошлого года. Средняя урожайность — 12,9 центнеров с гектара. Объем произведенной озимой и яровой пшеницы — 785 тысяч тонн. Доля продовольственной пшеницы (III-IV класс) составляет 57% от общего сбора, что в 2,5 раза выше уровня потребности области в хлебопечении.

Хозяйствами «Зернового проекта» убрано 55 тысяч гектаров зерновых культур при средней урожайности 14,2 центнеров с гектара, это выше областного уровня на 11%.

Однако анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий показывает, что экономический потенциал, заложенный в областную Комплексную программу развития АПК, используется хозяйствами не на должном уровне. Отсутствие профессионального подхода к организации зернового производства и несоблюдение технологии является причиной того, что в пределах одной и той же климатической зоны хозяйства получают разные производственные результаты. Например, в северной лесостепной зоне в Исаклинском районе получено в среднем по 20,7 центнеров с гектара зерновых культур. Рядом в Камышлинском – 10,2 центнеров с гектара, в Сергиевском – 12,5 центнеров с гектара.

Динамика следующих показателей свидетельствует о тенденции повышения себестоимости продукции и снижения рентабельности ее производства. За последние четыре года себестоимость зерна возросла на 48% (с 112 до 166 рублей за центнер), подсолнечника на 50% (с 169 до 254 рублей). В текущем году при прогнозируемом уровне себестоимости и цен реализации зерна рентабельность составит 16%. Ценовой пресс со стороны посредников и перекупщиков в итоге привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

Губернатор К.А.Титов в жесткой форме высказался о неудовлетворительных моментах в работе агросектора области. Успехи видны в основном в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, но не на уровне ее производства. Урожай зерновых в 1,5 млн. тонн – это не успех. Засуха и отсутствие денег – не оправдание. Цифры свидетельствуют о том, что по завершении «Зернового проекта» новые технологии не получили широкого распространения, не способствует этому и ежегодно проводимая учеба и обмен опытом руководителей хозяйств. Формы эффективного хозяйствования, предлагаемые системой управления, не доходят до конкретных руководителей хозяйств. По мнению Губернатора, это прямое упущение в работе глав сельских районов, которые формально подходят к выполнению своих обязанностей. Ведь они должны быть проводниками сельскохозяйственной политики на местах. Это вина и работников министерства сельского хозяйства и продовольствия, которые должны заниматься не только распределением бюджетных денег, но и отслеживать эффективность их вложения.

На селе есть люди, умеющие и желающие прибыльно работать, убедившиеся в эффективности применения ресурсо-влагосберегающих технологий. Значит, именно им и нужно предоставлять областные кредиты, именно им дать землю. Собственники земельных паев должны иметь возможность изъять их у нерадивых руководителей, лишь разоряющих хозяйства, и передать в аренду более достойным. Но это невозможно без активного процесса оформления государственной регистрации прав собственности на землю, а способствовать этому — прямая обязанность глав районов. По этой же причине не используется механизм долгосрочного кредитования сельхозтоваропроизводителей под залог земель сельскохозяйственного назначения. А ведь это – основные шаги земельной реформы. Кроме того, необходимо более эффективно использовать федеральные ресурсы, выделяемые на поддержку среднесрочного и долгосрочного кредитования, лизинга техники.

Министерство обязано требовать отчета об исполнении средств областного бюджета от хозяйств, получивших льготные кредиты. Вести мониторинг по возврату этих средств, отслеживать — насколько повысился уровень производства в этих хозяйствах. Те, кто у кого результаты неудовлетворительны, — либо пользуются этими средствами не по назначению, либо не могут ими правильно распорядиться, а значит — не оправдывают доверия и на кредиты больше рассчитывать не должны.

Губернатор также дал указание министерству сельского хозяйства и продовольствия и министру лично – в кратчайшие сроки разработать план устранения недостатков в работе отрасли, сообщает Управление информационной политики Самарской области сообщает Управление информационной политики Самарской области.

*