Несмотря на призыв Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и Центробанка не использовать вступление в систему страхования вкладов в рекламных целях, несколько банков не удержалось от этого соблазна. Рекламируя свои вклады, банкиры начинают использовать такие слоганы, как «застраховано государством» или «100 тыс. руб. гарантированы», что вызывает явное недовольство чиновников. Теперь «разбираться» с такими банками пообещала и Ассоциация российских банков (АРБ). «Мы найдем корпоративные рычаги, чтобы показать банкам, что так делать нельзя, — пригрозил вчера глава АРБ Гарегин Тосунян. — Любая реклама может иметь контррекламу со стороны банковского сообщества».

ЦБ и АСВ начали публиковать списки банков, принятых в систему страхования вкладов, в конце сентября (сейчас таких банков 87, большинство видов вкладов в них гарантировано в пределах 100 тыс. руб.). Однако еще летом банкиры, наученные горьким опытом «кризиса доверия», выражали опасения, что этот процесс может привести к вспышке недобросовестной конкуренции и, возможно, к дестабилизации рынка. На Неглинной и в АСВ дали понять, что будут бороться не только с распространением слухов о тех банках, которые не смогли пройти проверку ЦБ и войти в систему, но и с неэтичной рекламой тех, кому это удалось. «Мы настоятельно рекомендуем банкам отказаться от использования факта своего участия в системе страхования вкладов в рекламных целях», — заявил в сентябре гендиректор агентства Александр Турбанов. Соответствующий пункт АСВ включило в письменные рекомендации, направляемые каждому банку — участнику системы. Но и это не помогло.

На состоявшемся вчера «круглом столе», посвященном формированию системы страхования вкладов, замглавы АСВ Андрей Мельников сообщил, что «отдельные вспышки» неэтичной рекламы все-таки есть, в первую очередь в регионах. Но озабоченность эти вспышки вызвали не столько у г-на Мельникова, сколько у г-на Тосуняна. Он дал понять, что банкам удалось убедить ЦБ не проводить слишком жесткий отбор в систему гарантирования, но сами они не оправдывают оказанное доверие. Источник, близкий к АРБ и АСВ, сказал «Времени новостей», что претензии в этой связи есть к банкам Самарской и Свердловской областей, а также Москвы (хотя пока в систему страхования вошли только 11 московских банков). Наиболее ярким «прецедентом» он назвал екатеринбургский Гранкомбанк: «В городе на рекламных растяжках этого банка появилась надпись «застраховано государством». Получить комментарии в Гранкомбанке вчера вечером не удалось.

Московские банки — участники системы источник не назвал. В то же время, по его словам, вопросы у чиновников есть к столичному Юниаструм-банку, который пока в нее не вступил. Дело в том, что в конце августа банк ввел вклад под названием «Страховой» с максимальной величиной депозита 100 тыс. руб. (или эквивалентная сумма в валюте). В рекламе этого вклада банк использовал слоган «100 тыс. гарантированы государством». Правда, «Юниаструм» объяснял введение депозита принятием нового закона «О выплатах Банка России по вкладам физлиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования». Председатель правления Юниаструм-банка Олег Скворцов сказал вчера «Времени новостей», что «введением этого вклада банк подчеркнул одобрение действий государства по принятию закона, дающего вкладчикам всех банков гарантии сохранности своих сбережений». «В настоящее время в наш адрес не поступали замечания ни от АРБ, ни от ЦБ РФ», — отметил он.

Г-н Тосунян говорит, что «случаи злоупотребления» членством в системе страхования будут рассматриваться на комитете АРБ по этике, в который помимо банкиров входит первый зампред ЦБ Андрей Козлов. Что именно грозит таким банкам, он не уточнил, отметив, что «форму воздействия будут определять сами банкиры», но намекнул о возможностях «контррекламы» со стороны АРБ. «Возможный путь решения проблемы — публичные осуждающие заявления в адрес того или иного банка или другие демонстративные акции, — говорит один из банкиров. — У АРБ есть способы воздействия». АСВ со своей стороны, как сообщил «Времени новостей» г-н Мельников, запатентовало символ системы страхования (знак «Вклады застрахованы») и будет «внимательно отслеживать, как этот знак используется банками». По его словам, «ряд банков обсуждал с АСВ возможность использования знака в рекламе, и агентство просило их этого не делать». Тем не менее АСВ рекомендует банкам доводить до вкладчиков сведения об основах системы страхования вкладов и факте участия в ней — «так же, как банки информируют клиентов о наличии лицензии Банка России».

Сами участники рынка считают, что окончательно искоренить прямую и косвенную саморекламу, основанную на страховании вкладов, может только ее законодательный запрет. «В отличие от ряда западных стран в России запрета на рекламу, связанную с членством в страховании, нет, — отмечает представитель одного из средних банков, — применить какие-либо меры к банкам за это невозможно». Между тем, заключает он, по мере распространения гарантий розничных банков, желающих обходить этические нормы, будет все больше, а контролировать их станет труднее.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

«Время новостей»

№ 192 20.10.2004

"Время новостей"

*