Со следующего года москвичам придется документально подтверждать свое право на получение ежемесячных детских пособий. При этом сумма самих пособий, по прежнему, останется мизерной: от 70 (для малоимущих семей) до 140 (для родителей-одиночек) рублей.

Новую редакцию столичного закона «О ежемесячном пособии на ребенка» подготовили сотрудники департамента социальной защиты населения города Москвы. Как рассказала «РК» начальник отдела государственных пособий семей с детьми Наталья Новикова, согласно изменениям, внесенным российскими властями в соответствующий федеральный закон, «порядок назначения, размер и выплаты детских пособий отныне отнесены к ведению субъекта Федерации», в данном случае Москвы. Поэтому-то столичные власти и были вынуждены изменить местный закон о денежных пособиях на детей.

Законопроект, предложенный департаментом соцзащиты и в настоящее время рассматриваемый депутатами МГД, умещается на 7 листах, пояснительная записка к нему занимает 2 листа, еще один лист — финансово-экономическое обоснование. При этом он затрагивает интересы сотен тысяч московских семей, для которых ежемесячные денежные выплаты на содержание детей являются чуть ли не единственной подмогой, которую они получают от властей. Хотя реальной помощью это трудно назвать: в новой редакции закона о детских пособиях, размер ежемесячных выплат по прежнему составляет: 140 рублей — для 72 тысяч детей матерей-одиночек, 105 рублей — для 1,4 тысячи детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (к ним же приравняли военнослужащих по призыву), 70 рублей — для 724,1 тысячи детей в остальных семьях. Всего же в Москве в следующем году на получение детских пособий, предусмотренных федеральными законами, могут расчитывать 797,5 юных горожан, на эти цели власти города собираются потратить 731 миллион рублей. На детей, которые еще «в проекте», нынешний законопроект, судя по всему, не расчитан.

Согласно новой редакции городского закона «О ежемесячном пособии на ребенка», право на получение денежного пособия на детей имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель), официально зарегистрированный в Москве, «на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более, чем до 18 лет)». Среднедушевой доход семьи при этом не должен превышать величину прожиточного минимума, установленного правительством Москвы, он в настоящее время составляет 3611,45 рублей. К тому же, московским родителям с 1 января 2005 года перестанут верить на слово. Согласно новому законопроекту, они должны будут доказать свою бедность документально, предоставив в местные органы соцзащиты справки о зарплатах и иных доходах (для сравнения: в федеральном законодательстве подтверждение доходов осуществляется на добровольной основе). По мнению специалистов департамента социальной защиты москвичей, «введение документального подтверждения доходов семьи позволит сократить число получателей детских пособий до 600 тысяч человек и высвободить средства для увеличения пособий реально нуждающимся семьям».

Одновременно с нищенскими (а как еще назвать суммы в 70 — 140 рублей, которые, кстати, не изменялись с января 2001 года?!) детскими пособиями, предусмотренными федеральным законодательством, в 2005 году городские власти продолжат выплачивать местные ежемесячные пособия детям, чьи родители нуждаются в финансовой помощи. По словам начальника отдела государственных пособий семей с детьми Натальи Новиковой, неполноценные, многодетные, студенческие семьи, а также семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, по прежнему могут рассчитывать на денежную помощь в размере от 170 до 500 рублей в месяц.

— Мнение депутата —

Депутат Московской Городской Думы, заместитель председателя думской комиссии по социальной политике Евгений Герасимов:

— Сейчас в МГД в первом чтении принят проект бюджета Москвы. Получилось, что в будущем году Москва потеряет 18,5 миллиарда рублей (что составляет 2,5 процента от всего дохода бюджета) из-за перераспределения поступлений от налогов на прибыль и рекламу. И вместе с тем она берет на себя новые расходные полномочия, в том числе выплату пособий на детей, что раньше находилось в ведении федерации и обеспечивалось, как правило, за счет субвенций из федерального бюджета. Отягчает положение и монетизация льгот. При всем этом бюджет города должен сохранять социальную направленность. Мы прекрасно понимаем, что 140 рублей детям одиноких матерей или 70 рублей детям в остальных семьях — это очень мало. Поэтому в Москве, например, молодым семьям выплачивается дополнительное единовременное пособие на рождение ребенка в размере 10 прожиточных минимумов, 15 прожиточных минимумов при рождении второго ребенка и 20 — при рождении третьего малыша.

Ирина МАНДРИК

«Русский курьер»

# 396 2004-10-19

"Русский курьер"

*