Половой патриотизм. Во время провальной игры нашей футбольной сборной с Португалией реклама мобильной связи и пива выглядела как издевательство над патриотическими чувствами зрителей, отмечает обозреватель Юрий Богомолов. ("РГ")
Взорванный в начале осени телеэфир вошел в берега будничного струения: ровный информационный поток, разгоняющиеся развлекательные проекты, сериальная жвачка с традиционным криминальным привкусом. Из сильных эмоциональных потрясений минувшей недели можно считать ночной кошмар под названием «1:7». Среди прочих мотивов теленедели несколько назойливыми оказались разногласия на почве взаимоотношений полов.
Патриотизмы всякие нужны
В то время как на четвертой кнопке Маша Арбатова твердо и со снисходительной улыбкой стояла на том, что женщина-алкоголичка ничем не хуже мужчины-алкоголика, на «Первом» В.В.Ж. убеждал телезрителей в превосходстве мужской расы над женской.
Кто-то ободрил слабую половину рода человеческого: «А вы знаете, что ученые в Германии открыли, будто женский мозг содержит больше извилин, чем серое вещество мужчин». «Зато последнее весит больше», — был утешительный для мужчин ответ.
Но, судя по очерку Андрея Лошака про олигархов и девушек из модельного бизнеса (телеканал НТВ), все-таки сильные мира сего ценят слабый пол не за извилистый ум, а за прямые и длинные ноги.
Очерк занятный. Его герой посредством ноутбука, цифровой фотокамеры и мобильного телефона сотворил элитный публичный дом, который функционирует как часы. Мы видим его владельца «на охоте»; все очень технологично, чистенько и без обмана. Прямо с демонстраций нижнего белья, купальных принадлежностей и верхней одежды, со светских тусовок романтические девушки, желая того и не желая, падают в прожорливую память-пасть ноутбука, а дальше мы слышим обрывок разговора по мобильнику: «Она порядочная и классная ципа, к утру я тебе ее нарою».
Возможно, на почве такого цинического отношения к прекрасной половине человечества и дает побеги героический феминизм Маши Арбатовой.
Вообще феминизм — своего рода половой патриотизм. А патриотизмы всякие нужны и важны. В том числе и смешные. Трагедийные — тем более.
Позвони друзьям, пусть все узнают… с каким счетом мы проперли
Почему бывает смешно, когда не до смеха? Вся пивная телереклама, прилепившаяся к ночному футболу, ориентирована на победный счет наших. И реклама мобильной связи — туда же. Поэтому, когда на табло счет 1:7, а встык к нему рекомендуется некое мобильное средство связи, по которому можно порадовать друзей результатом, то это уже издевательство над патриотическими чувствами. И если бы только над чувствами, а то еще и над патриотическими идеалами. Дело настолько серьезное, что обозреватель Алексей Пушков указал в своей программе «Постскриптум» на политический характер нашего проигрыша Португалии, которую нам еще только предстоит догнать по иным показателям. Да и члены Государственной Думы были в шоке, если судить по их откликам в новостных сюжетах.
И для «антипатриотических сил» в нашей стране такое фиаско стало сюрпризом. Но приятным и показательным. Одни «антипатриоты» по-детски простодушно радовались нашему поражению, испытывая настоящий душевный подъем; другие из этого сделали символ и метафору неудачного руководства страной нынешней власти.
…Для кого-то игра в футбол — это политика. Для меня лично игра в патриотизм — это всего лишь спорт, в связи с чем хотелось бы обратить внимание ее любителей на последние эпизоды сериала «Секс в большом городе», который в каком-то смысле и является школой полового патриотизма.
Он Барышников, и это многое объясняет
Наконец-то в жизни Керри появился сексуальный партнер, который ее удовлетворяет физически, симпатичен ей по-человечески и, пожалуй, превосходит ее духовно. Это русский художник Александр Петровский.
Что касается первого пункта, то Керри можно поверить на слово, поскольку у нее действительно громадный опыт по этой части. По части же остального мы сами все видим. Русского живописца играет русский артист Михаил Барышников, и это многое объясняет. И все у них хорошо складывается. Русский человек поражает ветреную американку своей основательностью, щедростью, широтой души. Сердце каждого великоросса при виде их высоких отношений должно преисполниться гордостью за свою страну.
Что-то, однако, моему сердцу подсказывает, что добром (то есть браком) этот роман не кончится. Проблема в том, что она, Керри, автор сексуально-аналитической колонки в общенациональной газете, проникнув в жилище, в прошлое, в душу своего любовника, все никак не может протиснуться в его художественный мир. И не потому, что не хочет. Потому, что он ее туда не пускает.
«А… — злорадно говорит Россия Америке, — не сексом единым жив человек». Вот, мол, и мы забили им гол. «Увы», — с лирическим вздохом соглашается Америка, доставая из сетки ворот мяч.
Широко распахнутые «Покровские ворота»
ТВ отметило 70-летие Михаила Козакова на широкую ногу. Оно поведало о его победах как в творчестве, так и в личной жизни почти без пробелов. Загадкой по сию пору можно считать успех «Покровских ворот». Посвященная ему хорошая программа Сергея Урсуляка «Пестрая лента» (Первый канал) лишь отчасти проливает свет на сию тайну. Да, замечательная драматургическая основа, талантливая режиссура, талантливые артисты. Но есть в этом фарсе некий фермент неубывающей его актуальности.
…Самым живучим в фильме оказался «нелюбовный треугольник». Претензию Маргариты на двух мужчин можно объяснять по Фрейду, но, думаю, до конца объяснить ее невозможно. Эротика здесь не все. Маргарита желает своего бывшего мужа не как мужчину, а как объект своего руководства.
В руководстве таится своя эротика. Оно тоже является страстью.
Партия была права, когда не отпускала Хоботова на волю. Отпустить его было бы негуманно — он без нее пропадет. Как пропал бы тигр, взращенный в зоопарке и выпущенный в джунгли.
Советская творческая интеллигенция уже не может без ссор с Партией, с Властью. Без бунтов против нее. Без сражений за свой личный суверенитет. Это почувствовал артист Велюров, сказавший не без пафоса: «А может быть, в этом есть своя правда?! Ведь есть люди, нуждающиеся в руководстве…»
И прав был Савва Игнатьич, молвивший, что Лев Евгеньевич у Маргариты как у Христа за пазухой. А вот Костик, брякнувший, что человек — творец своей судьбы, сказал не по делу. Хоботов — не творец своей судьбы. Он всего лишь убежал от своей Партии, а не прогнал ее взашей.
Водевиль оказался пророческим. История повторилась дважды. Двадцать лет назад — как фарс. Теперь, пожалуй, — как трагедия.
Костик был прав, когда заметил, что в нашей жизни многое определяют комплексы, комплексы и еще раз комплексы. Если разобраться, то и в нашем сегодняшнем патриотизме много комплексоидного: непомерная гордыня вперемежку с чувством собственной неполноценности. Потому у нас от жалкого до великого всегда — один шаг.
Юрий Богомолов, обозреватель
19 октября 2004 г.
*