Японский автоконцерн Toyota уже целый год выбирает площадку под свой завод в России. За это время японцам предложили себя Ленинградская, Московская и Нижегородская области. В пятницу стало известно еще об одном претенденте. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко побывала в Японии и представила Toyota свои «конкурентные преимущества». Главное из которых — что это не какая-нибудь «глухомань», а родной город Владимира Путина. Ленобласть тоже не отстает. Она заманивает японцев тем, что их завод будет рядом с трассой, по которой ездит Владимир Путин из аэропорта. В Нижнем Новгороде таких веских преимуществ нет. Поэтому полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко смог пообещать только поля для гольфа и японский детский сад.

Сами японцы по своей национальной традиции никому не отказывают, но ничего не обещают. Из-за этого в России скоро разгорится настоящий конфликт между губернаторами, поскольку цена вопроса — более миллиарда долларов инвестиций.

«В городе не бывает скандалов, у нас стабильная политическая ситуация, и у нас есть возможность оперативно решать все вопросы на самом высоком федеральном уровне. Кроме того, иностранным специалистам будет приятно посещать Эрмитаж, а не жить где-нибудь в глухомани. То же касается и продвижения продукции: одно дело, когда написано «сделано в Петербурге», и совсем другое — сделано где-нибудь в Н-ской губернии», — доходчиво объяснила Валентина Матвиенко «Известиям». Как будто даже ни на кого не намекая.

«Руководство Toyota просило нас соблюдать конфиденциальность. Всякие преждевременные слухи наносят ущерб переговорам, — заявила она. — Пока мы единственный регион, который дал все ответы в срок на более чем 100 вопросов, поставленных Toyota. Санкт-Петербург предложил японцам три площадки для строительства автосборочного производства».

Главным конкурентом Петербурга в борьбе за японский автоконцерн себя считает Ленинградская область. «Пока Валентина Матвиенко вела переговоры в Японии, топ-менеджеры Toyota были у нас — осматривали площадки под строительство завода», — похвастались «Известиям» в правительстве Ленобласти. «Компания Toyota ставит вопрос о том, чтобы территория была в пределах 260 гектаров земли. Мы такую площадь имеем возможность предоставить», — говорит губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.

Ленобласть предложила Toyota три площадки — в Тосненском, Гатчинском и Ломоносовском районах. Они расположены поблизости от крупных автомагистралей, а одна из них — рядом с Волхонским шоссе, превратившимся с недавних пор в правительственную трассу. По ней Владимир Путин ездит из аэропорта в свою резиденцию — Константиновский дворец. Это последнее обстоятельство областные чиновники считают «большим плюсом» выделяемой площадки.

Кроме того, в Ленобласти упирают на то, что здесь, в отличие от Петербурга, инвестор полностью освобождается от налогов на имущество и на прибыль в период окупаемости проекта. «Мы — город, уважающий себя. И за бесплатно, как некоторые, которые еще и готовы приплатить, чтоб только завод у них построили, сотрудничать не будем», — парировала Валентина Матвиенко.

Еще один претендент — Нижегородская область — «положил глаз» на Toyota осенью прошлого года, когда в Нижний Новгород приехал глава корпорации Хироси Окуда. После его визита полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко намекнул: «Мне кажется, что сегодня мы приблизили срок прихода этой корпорации в Россию. И у Нижнего Новгорода в этой области неплохие шансы». Кириенко ездил в Японию в сентябре, но, вернувшись, ничего нового не сказал.

«Известия» уже писали, что для японцев подобран участок в Борском районе Нижегородской области — примерно в получасе езды от Нижнего Новгорода. Представители местной администрации заявили «Известиям», что готовы удовлетворить все запросы компании. В том числе построить гольфовые поля, обучить персонал клиник и магазинов английскому языку, а также пригласить в школу для детей сотрудников завода преподавателей японского.

Причем интересно, что в Нижнем своим основным конкурентом считают Московскую область и делают сравнительные расчеты. Так, по словам представителей нижегородской администрации, стоимость работ по строительству сборочного производства в Нижегородской области в два раза ниже, чем в Московской, а зарплата местного персонала в три раза ниже. Стоимость строительства квадратного метра зданий составляет 350 долларов, а не 700, как в Московской области. При этом рядом с производственной площадкой, выделенной Toyota, находится около 100 предприятий — поставщиков комплектующих. Мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Московской области Борис Громов о Toyota официально до сих пор не сказали ни слова. Однако слухи о переговорах с японцами ходят и в мэрии, и в подмосковной администрации. Осталось только дождаться, когда губернаторы выскажут все друг другу открыто.

«У меня было ощущение, что президент банка готов выписать чек на $100 млн. и отдать его Петербургу»

Валентина Матвиенко начала активную кампанию по привлечению в Петербург «денежных мешков» около полугода назад. Губернатор публично призналась, что сохранить северную столицу для потомков собственными силами город не сможет, и призвала бизнесменов участвовать «в подъеме экономики Санкт-Петербурга», имея в виду «не только благотворительность». Матвиенко по сути декларировала, что согласна на любые варианты денежных вливаний в экономику города — от простой перерегистрации компании до инвестиций и развития «государственно-частного» партнерства. Взамен Матвиенко гарантировала «предоставление самых комфортных условий, самый привлекательный инвестиционный климат и всевозможные преференции».

Первой на призыв Матвиенко откликнулась крупнейшая в России судоходная компания «Совкомфлот», которая уже до конца года намерена переехать в Санкт-Петербург. За ней последовала ТНК-ВР, уже подарившая Петербургу на реставрацию памятников 280 млн. рублей, выразили готовность «скинуться» на питерские памятники также «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Недавно «Роснефть» пообещала свои новые «дочки» регистрировать на берегах Невы, а последним сделал «подарок» Валентине Матвиенко глава «Газпрома» Алексей Миллер, заявив, что его концерн откроет в северной столице новый деловой центр и отсюда же начнется «газовая экспансия» в США и Канаду.

Из своей поездки в Японию госпожа Матвиенко также вернулась не с пустыми руками. Подписаны соглашения с двумя крупными компаниями — «Марубени» и «Сумитомо» — о сотрудничестве по нескольким крупным петербургским проектам — строительству скоростной автодороги, мусоросжигательного завода и развитию системы водоснабжения. Компания «Мицубиси» обсуждала возможность строительства надземного метро и легкого трамвая в Петербурге, а также создание совместного производства по выпуску вагонов на Питерском вагоностроительном заводе.

Но особого взаимопонимания Валентине Матвиенко, по ее собственному признанию, удалось достигнуть с руководством японского банка «Джейбик», который известен тем, что дает кредиты только под правительственные гарантии. «У меня было ощущение, что президент банка просто готов выписать чек на 100 млн. долларов и отдать его Петербургу», — поделилась она. Правда, чек глава банка «Джейбик» так и не выписал.

Елена РОТКЕВИЧ, Санкт-Петербург, Татьяна ВИТЕБСКАЯ, Нижний Новгород, Михаил ХМЕЛЕВ

Елена РОТКЕВИЧ, Санкт-Петербург

18.10.2004 08:25

Финансовые Известия

***