Игроки рынка сотовых телефонов прогнозировали за 9 месяцев продажи новых трубок на уровне 21-22 млн. аппаратов за 2004 год. Уже в 1 полугодии было продано около 12 млн. трубок, а только за 3 квартал 2004 года – около 7, 6 млн. трубок (при этом объем «серого» за тот же период составил 0,42 млн. телефонов). «В конце года фактические показатели будут выше плановых», — отметила Татьяна Гуляева, специалист по PR компании «Евросеть». По ее мнению, суммарный объем продаж сотовых телефонов в России на конец 2004 года составит около 30 миллионов штук.

По словам PR-менеджера сети «Техмаркет» Оксаны Хрусталь уровень проникновения сотовой связи в Москве достиг 82%, то есть практически у каждого москвича есть мобильный телефон. Региональные рынки с отставанием повторяют тенденции московского, что связано с более поздним развитием в них сотовой связи.

В московском регионе преобладает замещающий спрос, и средняя стоимость продаваемого телефона постоянно растет. Как отметила Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью компании Dixis, сейчас наибольшей популярностью пользуются модели стильного дизайна и «умные телефоны» со встроенными фотокамерами. Доля продаж сотовых телефонов с фотокамерами составила 15% от общих продаж. Для сравнения в 2003 году эта доля составляла 6%. Покупатели предпочитают более функционально насыщенные модели. Этому способствует рост предложения: даже в моделях базового уровня сейчас присутствует цветной дисплей и полифония, ряд мультимедийных характеристик.

В этом сезоне увеличилась популярность слайдер-трубок. Такие модели представлены в Premium-сегменте от 250 долларов. В среднем ценовом уровне популярными остаются модели-«раскладушки». Доля продаж «раскладушек» составила 26% от общих продаж.

Технически оснащенные аппараты все больше интересуют молодежь. Для них не менее важными становятся оригинальные функции: световая индикация, редактор мелодий, сенсорный экран. FM-радио и поддержка МР3, возможность загрузки Java-приложений. Среди бизнес-аппаратов появились максимально функциональные модели, сопоставимые со смартфонами. Эти модели выдержаны в строгих формах, основной акцент — на качестве материалов корпуса.

В последнее время наметился рост продаж смартфонов. «С появлением каждого нового смартфона устраняются недочеты, которые присутствовали у предшественников, поэтому опытные пользователи, которым действительно необходим карманный компьютер и телефон в одном, ждут новинок и формируют спрос», — говорит Оксана Хрусталь.

По-прежнему высок интерес к имиджевым моделям. В московском регионе спрос на имиджевые аппараты связан с высоким уровнем доходов населения по сравнению с регионами и с преобладающей долей замещающих покупок. Имиджевый сегмент остается практически без изменений: меняется только мода на форм-фактор. В третьем квартале на рынок поступили модели с оригинальными механизмами открытия и подсветки. Значительно расширился спектр телефонов с мегапиксельными фотокамерами – эти модели пользуются высоким спросом, прежде всего, у молодежной аудитории. В имиджевом сегменте по-прежнему важен максимально широкий набор функций и внешняя привлекательность телефона.

По оценкам «Техмаркета» на четвертый квартал приходится наибольшее число продаж в году. «Этот год не станет исключением. И если в сентябре особой популярностью пользуются модели бюджетного и среднего ценового уровня (их покупает молодежь, покупка приурочена к новому учебному году), то с октября спрос смещается в сторону более дорогих моделей», — отмечает О.Хрусталь. С ростом доходов населения увеличится доля аппаратов, приобретаемых в качестве подарка к новогодним праздникам. К концу года средняя стоимость продаваемого телефона вырастет.

Согласно прогнозу другой дилерской компании – «Евросети» — объем рынка розничных продаж сотовых телефонов в 2005 году составит 36 млн. шт. или 5,5 миллиарда долларов.

*