Минобороны России разработало план строительства Военно-морского флота страны на период до 2040-2050 годов. Теперь флот не будет защищать интересы России в океанической зоне. Они будут отслеживаться не более чем в 500 км от берега. Соответственно основной упор в строительстве кораблей будет сделан на корветы и фрегаты. Единственный же российский авианосец «Адмирал Кузнецов» скорее всего придется продать — средств на его содержание у ВМФ нет.

«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», — сообщил вчера главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По словам главкома, у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире. Что касается перспектив создания авианесущего флота, то Куроедов признал, что «авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этом составляющей флота рановато». Вместе с тем он не согласился с мнением о необходимости обсуждения вопроса продажи единственного в России авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». «Мы даже не думаем об этом», — заверил он. Но директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов подтвердил ГАЗЕТЕ, что вопрос о продаже «Кузнецова» правомерен: «Если он так нужен флоту — пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования «Кузнецова» — сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать «Кузнецова» ради летчиков — это непозволительная роскошь». Тем более что раньше был целый полк палубной авиации, а сейчас от него осталось 12 человек. По мнению эксперта, летчиков можно тренировать и на Украине, на аэродроме в Саках, но лучше было бы в рамках военно-технического сотрудничества договориться с Индией об обучении российских летчиков с 2008 года на проданном «Адмирале Горшкове». Если продать «Адмирала Кузнецова», то такое обучение может начаться еще раньше. «Кузнецов» гораздо новее и боеспособнее «Горшкова» и не потребует четырехлетнего ремонта и модернизации.

Все сроки до ремонта «Кузнецова», который впервые вышел в море еще осенью 1989 года, уже истекли. Износ механизмов, отсутствие нормальной береговой инфраструктуры вынудили ВМФ прибегнуть к экзотическому способу постоянного базирования авианосца на судоремонтном заводе «Севморпуть». Кроме того, невысокая надежность капризных высоконапорных главных котлов и нехватка квалифицированного личного состава привели к тому, что к концу 90-х годов состояние «Кузнецова» стало из рук вон плохим, а максимальный ход, который мог развить крейсер, составлял не более 16-18 узлов.

Ремонт крейсера начался в 2001 году на «Севморпути». Осенью прошлого года «Кузнецов» вышел после ремонта на четырехдневные ходовые испытания. Половина отремонтированных котлов снова вышла из строя, а сам крейсер начал тонуть.

По мнению эксперта, вопрос о строительстве авиносцев в России из-за экономических условий вряд ли встанет в ближайшие 15 лет. Зато фрегаты и корветы строить вполне по силам. Так, ориентировочно один корвет будет стоить до 100 млн. долларов, фрегат — от 300 до 500 млн. долларов (для сравнения: постройка авианосца в США обходится в сумму не менее 3 млрд. долларов).

СПРАВКА

Сегодня корабельная группировка России включает 300 единиц, авиабаза — 400 самолетов и вертолетов, а также 150 тыс. военнослужащих и 120 тыс. рабочих и служащих. Это почти в 4 раза меньше, чем состав ВМФ СССР. Доля современного вооружения и военной техники в ВМФ составляла к 2002 году всего от 10 до 20%. Объемы ассигнований по государственному оборонному заказу на закупки ВВТ для ВМФ в 2001 году составили 10% от потребности, а на ремонт ВВТ — 10,9%. В результате в ремонте к началу прошлого года нуждалось 90% корабельного состава. Распад СССР поставил точку и в развитии советской авианосной программы. Находившийся на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве первый советский атомный авианосец «Ульяновск», пребывающий к осени 1991 года в 20-процентной готовности, был разделан украинскими властями на металл, а находящийся на плаву в 67-процентной готовности тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был в 2000 году продан в Китай. Три первых советских тяжелых авианесущих крейсера — «Киев», «Минск» и «Новороссийск» — были исключены из списков флота в 1993 году и затем проданы при скандальных обстоятельствах за границу. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») 21 января 2004 года был продан Индии. Таким образом, единственным оставшимся в российском флоте авианосцем стал первый и последний корабль с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Газета

*