Пугачева в стиле панк. Английский мюзикл испортили «аншлаговскими» шутками про попсу ("НИ")
Вчера в Театре эстрады состоялась премьера российской версии британского мюзикла We Will Rock You. В Москву на премьеру своего детища приехали музыканты легендарной группы Queen – гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор. Их музыка легла в основу спектакля.
Мюзиклы у нас умеют исполнять
в любых позах.
«Квины» привезли в Москву антиглобалистский мюзикл. В нем конвейерная попса, истребляющая всех музыкальных личностей, пытается побороть последний очаг сопротивления – свободных людей, которые хотят создавать живую музыку. В начале представления зрители наблюдают краткий экскурс в историю рок-н-ролла. Огромный экран Театра эстрады пестрит надписями: «Родился Элвис Пресли», «Beatles записывают первый альбом», «Рок-концерт на Берлинской стене». История музыки продолжается и после 2004 года – уже благодаря фантазии авторов: «Машина Времени уходит в подполье», «Вводится запрет на исполнение песен без фонограммы». Выясняется, что через 300 лет миром завладеет корпорация Global Soft, которая строжайше запретит на планете Земля живую музыку и вплотную займется производством музыки синтетической. Чтобы было еще страшнее, Землю переименуют в Универсамию (название слегка отдает гастрономом, но это не единственное недоразумение при переводе английского юмора на русский язык). Далее начинается действо: молодые бунтари-рокеры будущего борются с засильем искусственной поп-музыки. Они создали тайный клуб «Приют разбитых сердец» и пытаются воссоздать давно забытую и строго запрещенную культуру в пику завладевшей миром хозяйке корпорации.
Англичане жестко контролировали процесс создания спектакля, присутствуя на всех репетициях. Функция местных творческих сил заключалась по большей части в том, чтобы адаптировать их тексты к нашим реалиям. Условно говоря, разбавить часто упоминающихся в сценарии британских музперсонажей нашими. На вверенном участке работы сценаристы развернулись широко. Но если воссоздание музыки, за которую отвечал Евгений Маргулис, можно признать успешным, то работа писателя-сатирика Михаила Мишина, адаптировавшего текст, вызывает недоумение. Мишин явно переусердствовал с шуточками про российскую эстраду, которые по своему уровню ненамного отличаются от юмора телевизионного «Аншлага». К тому же было заметно, что «квинам» важны какие-то программные вещи, близкие их аудитории, – например, почтить память их лидера Фредди Меркьюри. А наши авторы не смогли удержаться, чтобы тут же не съехидничать по поводу Аллы Борисовны, ее мужа… и далее по списку. Имен и цитат из сегодняшнего дня слишком много, они порой совершенно неуместны, ведь уже через пару лет их забудут. Зритель остается в недоумении – то ли плакать об ушедших рок-н-ролльщиках, то ли «гыгыкать» по поводу нашей попсы, то ли хвататься за голову в поисках решения проблем глобализма. Алла Борисовна, кстати, оказывается… мужиком, подпольным панк-рокером. Ее именем назвал себя один из меломанов будущего. Странно звали и главного героя – молодого человека, у которого в голове возникали звуки и который получал за это тумаки от корпорации Global Soft. Его звали Мечтатель. Брутальные волосатые мужики, одетые в невероятные джинсы, косухи, называющие девушек телками, играют цепями, глупо улыбаются и восклицают: «Ах! Мы нашли Мечтателя! Мы его так долго искали!»
Заняться проблемой глобализма и конвейерной поп-музыки «квины» решили неспроста. Навязывание дурного музыкального вкуса, попытки действовать не через умы и души людей, а через их примитивные инстинкты – проблема не только российской поп-сцены. Эта проблема во всем мире складывается в систему. Однако воплощение оказалось во многом утрированным, детским. Редкий зритель поверит, что через 10 лет «Машину времени» загонят в подполье, а через 300 миром будет править злобная тетушка – главная воротила шоу-бизнеса. Собственно, авторы и не скрывают, что сюжет наивен. Зрителя будто приглашают в классический диснеевский мультик со всемогущими злодеями или в сказку «Снежная королева». Та же фантастика, та же главная героиня (здесь ее тоже зовут Королева, хозяйка Global Soft), такое же ледяное, бездушное царство, из которого пытаются выбраться живые, не пораженные осколками льда люди. Авторы и режиссер, следуя законам жанра, слишком упростили картину мира, четко разделив его на добро и зло.
Несмотря на то что «антимюзикла» не получилось, идею музыкальной фантастики нашим горе-сатирикам до конца загубить не удалось. Достойная игра артистов, квалифицированные музыканты, отобранные лично участниками Queen, честная работа Евгения Маргулиса и режиссера Дмитрия Астрахана позволяют надеяться, что We Will Rock You не пополнит печальный список мюзиклов, так и не окупившихся в России.
КОНСТАНТИН БАКАНОВ
«Новые Известия»
18.10.04
понедельник
***